Найти в Дзене

Первый русский «боевик» – «Ключи счастья»

«Боевиками» в 1910-е гг. называли кассовые фильмы всех жанров – современные блокбастеры. До 1913 года по-настоящему хорошим прокатом пользовались лишь иностранные картины, «Ключи счастья» режиссера Владимира Гардина в корне изменили эту систему. Бюджет фильма был рекордным, но и в прокате фильм проходил с невероятным успехом. Так, по данным «Кине-журнала», только в одном петербургском кинотеатре «Гигант» за две недели было продано около 25 тыс. билетов. Конечно, большую роль сыграл первоисточник: «Ключи счастья» – экранизация популярнейшего в дореволюционной России одноименного романа Анастасии Вербицкой. История любви женщины к двум мужчинам, интересовала читателей и как материал для обсуждения женской психологии. Но не менее значителен был и новый подход к постановке фильма. Режиссер Гардин был по-своему прав, когда отмечал: «Перед моим приходом в кино режиссура не имела здесь никакого художественного лица». Именно в 1913 году Гардин, один из первых в России, начал активно использо

«Боевиками» в 1910-е гг. называли кассовые фильмы всех жанров – современные блокбастеры. До 1913 года по-настоящему хорошим прокатом пользовались лишь иностранные картины, «Ключи счастья» режиссера Владимира Гардина в корне изменили эту систему. Бюджет фильма был рекордным, но и в прокате фильм проходил с невероятным успехом. Так, по данным «Кине-журнала», только в одном петербургском кинотеатре «Гигант» за две недели было продано около 25 тыс. билетов.

Конечно, большую роль сыграл первоисточник: «Ключи счастья» – экранизация популярнейшего в дореволюционной России одноименного романа Анастасии Вербицкой. История любви женщины к двум мужчинам, интересовала читателей и как материал для обсуждения женской психологии.

Афиша фильма «Ключи счастья» в «Кине-журнале», 1913 год
Афиша фильма «Ключи счастья» в «Кине-журнале», 1913 год

Но не менее значителен был и новый подход к постановке фильма. Режиссер Гардин был по-своему прав, когда отмечал: «Перед моим приходом в кино режиссура не имела здесь никакого художественного лица».

Именно в 1913 году Гардин, один из первых в России, начал активно использовать крупные планы – важнейший поворот в эстетике русского немого кино.

«Я строил обыкновенно «взрывные», наиболее сильные места, на первом плане, где отчетливо видно лицо – глаза», – вспоминал режиссер.

Для сохранения психологического рисунка образов, режиссер Владимир Гардин впервые разработал документ, в котором были отмечены детали актерского поведения перед камерой, детали бутафории, костюмов, освещении и метраже каждой сцены. Вербицкая в открытом письме о фильме особенно восхищается декорациями и заснятой на пленку итальянской натурой, ради которой специально была совершена дорогостоящая экспедиция в Венецию.

Фильм получил благосклонные рецензии критиков, а редактор главного дореволюционного журнала «Сине-Фоно» С.В. Лурье проницательно отметил:

«Появление «Ключей счастья» будущий историк кинематографии когда-нибудь будет рассматривать как переход в новую эру русской кинематографии как таковой».

Долгое время этот крупнейший фильм раннего кино считался утраченным, лишь недавно историк кино П.А. Багров обнаружил на Ленфильме совсем небольшой фрагмент из «Ключей счастья» (он был вмонтирован в юбилейный фильм о режиссере Владимире Гардине).

#кино #киноведение #история_отечественного_кино

Подписывайтесь на нас в Telegram

История режиссерского кино