Для культур Иранского нагорья змея являлась важнейшим изобразительным символом с времен неолита. Как известно из рассказа Геродота - змея была прародительницей скифов. Здесь также уместно вспомнить, что армяне называли ираноязычных мидийцев марами, т.е. змеями (парф. мар - змея). Отец армянской истории Мовсес Хоренаци писал, что главой мидийцев в древности был Аждахак (Ажи Дахак; иран.ажи, aži - змей, и хотанский daha - человек, мужчина - "Человекоподобный змей").
Именно на территории Ирана в конце V тыс. до н.э. появился древнейший вариант изображения так называемого "Хозяина зверей", его можно назвать "Хозяином змей". Его иконография была невероятно устойчивой на протяжении тысячелетий. В сущности, фронтальное изображение стоящего антропоморфного персонажа, держащего в разведенных руках каких-либо животных, стало базовым для всех последующих подобных сюжетов. И если Малая Азия (в VII тыс. до н.э., Чатал Хююк) породила иконографию сидящей "Госпожи зверей", то Иран стал родиной для стоящего "укротителя" с конца V тыс. до н.э. Как правило, все изображения "Хозяина змей" высекались на каменных печатях, хотя известны и немногочисленные подобные изображения на керамике.
Наиболее вероятное значение сюжета "Хозяин змей" - это олицетворение контроля водных ресурсов. Змея в Передней Азии как правило была связана с водой. Воду часто изображали извилистыми линиями - змейками. Возможно и козлы на Иранском нагорье имели отношение к воде, их брачная активность совпадала с началом сезона дождей. Жителям древнего Ирана казалось, что козлы и их половая энергия контролируют воду - когда они начинают спариваться, идет дождь, и вода заполняет арыки.
Для индоевропейской мифологии особенно характерна взаимосвязь божества дождя, грозы и плодородия с козлами. Видимо, это связь древнейшая, присущая культуре именно ранних индоевропейцев. Так как впоследствии основным животным бога грозы и дождя повсеместно становится бык. На колеснице запряженной козлами ездил германский бог грозы Тор, на козлах ездил Пушан - арийское божество плодородия, козлиную внешность имел греческий бог Пан (Пушан и Пан видимо этимологически взаимосвязаны), балтский Перкунас также имел связь с козлами. Также для балтов был характерен очень развитый культ змеи, его следы известны у славян. Культ змеи был характерен и для греков.
Древнейшие изображения "Хозяина змей" тяготеют к территории древнего Элама, а также северным частям Иранского нагорья. Еще они встречаются в северной Сирии и на востоке Малой Азии. Несколько противоречива информация о печатях с "Хозяином змей" из Арслантепе (ныне Малатья в Турции). Видимо, эти печати появились там в результате торговых контактов. Иранский археолог Юсеф Маджидзаде предположил, что печати с "Хозяином змей" распространялись по так называемому Хорасанскому торговому пути, который уже в V тыс. до н.э. соединял северо-восток Ирана (Хорасан) с Эламом, Сирией и Анатолией.
Возможно самые ранние образцы печатей с "Повелителем змей" связаны с территорией Элама. В Эламе очень развитый культ змеи сохранялся на протяжении 4 тысяч лет, почти до рубежа н.э. Верховный бог эламского царства Аншан - Напириша, изображался в образе змеи, главное божество столицы Элама города Сузы - Иншушинак (шумер. «Владыка Суз») также был антропоморфной змеей. Родственным божеством в Шумере был Энки (шум. «Владыка Земли») или аккадский Эа, (аккад. Хaйа,«Дом воды») - бог воды и рек. Видимо, Энки это прозвище более древнего бога вод Абзу (аккад. Апсу), который имеет этимологическую близость с индоевропейскими понятиями для воды ап/апас (санскр. आपस्, мн.ч. āpas «воды», ap ( áp- ) «вода»), отсюда апсара (санскрит. अप्सरस्), अप् √सृ «идущий в водах или между водяными облаками», здесь же имя важнейшего индоиранского божества воды - Апам Напат (санскр. अपांनपात्, Apām napāt, «сын вод»).
Очень вероятно, что в Эламе долго сохранялся древнейший праиндоевропейский культ змей, связанный с божествами рек и воды. В сущности, вся культура Иранского нагорья в бронзовом веке и далее - это симбиоз прежде всего эламской и индоевропейской (скорее индоиранской) цивилизаций. В шумерской культуре этот синтез менее заметен, хотя еще на заре своей истории в IV тыс. до н.э. шумеры испытали на себе сильное влияние протоиндоевропейских культур севера Месопотамии. По шумерским легендам именно бог воды Апсу (Энки) научил людей Шумера всем основам цивилизации.
Возможно, что на ранних печатях с Иранского нагорья изображен миф о сотворении мира. Вавилонские тексты «Энума Элиш» (II тыс. до н.э.) гласят, что бог вод Апсу соединился с Тиамат - гигантской змеей, богиней моря. Тем самым он сотворил мир и всех богов. Имя Тиамат родственно греческим именам богинь, связанных с морем и водой - Тетис, Тефия (греч. Τηθύς), Таласса, Талатта (греч. Θάλαττα, Thálatta).
«Энума Элиш» Сотворение мира
Когда вверху не названо небо,
А суша внизу была безымянна,
Апсу первородный, всесотворитель,
Праматерь Тиамат, что все породила.
Воды свои воедино мешали,
Тростниковых загонов тогда еще не было,
Когда из богов никого еще не было.
Читайте также:
Одомашнивание лошади на Армянском нагорье и Великая Богиня
Генетики установили, что ираноязычные народы в древности распространялись с юга на север