Найти тему

О ПОНИМАНИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ.

Оглавление

🤷🏻‍♀️С каждым годом выявляю всё больше детей не понимающих речь.

Кстати, нередко родители говорят, что ребёнок дома всё понимает ,а вот на диагностике он растерялся, потому что игрушки не те/ инструкции не те и тд. и тп.

Почему же так происходит?

1️⃣У каждой семьи есть свои наиболее часто употребляемые речевые обороты, к которым ребенок привыкает. Например, мама говорит:«Вася идём гулять», и ребёнок тут же бежит к двери.

2️⃣А произносятся подобные инструкции изо дня в день одним и тем же голосом (мамы/папы), т.е ребёнку хорошо знакомы тембр, интонация, темп речи своих родителей.

3️⃣Помимо этого, родители сопровождают свои инструкции жестами и мимикой, которые упрощают понимание (ребёнок считывает их зрительно и лучше ориентируется даже в непонятной ситуации).

4️⃣Дома ребёнку всё знакомо. Он знает где лежит его одежда, игрушки и где можно достать вкусняшки🍭

Соответственно, привычные инструкции, привычная просодическая окраска речи, привычная обстановка и…. Вуаля! 🔮Создаётся иллюзия полного понимания речи.

Но, как только меняется обстановка, инструкцию даёт другой взрослый и формулирует её иначе- у ребёнка могут возникать затруднения.

И дело тут не в других игрушках и стеснении ребёнка, а как раз в том, что ребёнок речь не так уж хорошо понимает.

Существует 5 уровней понимания речи, которые логопед определяет на диагностике:

⭕️нулевой (ребёнок не реагирует или иногда реагирует на имя, на интонации запрещения или поощрения,не понимает инструкций без наглядной подсказки);

⭕️ситуативный (знает имена близких, может показать предметы своего обихода, выполнить отдельные инструкции, показать части тела);

⭕️номинативный (знает название многих предметов, но не различает глаголы, прилагательные, не понимает вопросов косвенных падежей: «чем?», «кому?» и тд.);

⭕️предикативный (знает много названий действий, но не различает грамматических форм слов)

⭕️расчленённый – понимает всё, в соответствии с возрастной нормой.

В норме, после 3-х лет ребёнок имеет расчленённый уровень понимания речи.

Если у ребёнка старше 3х лет определили более низкий уровень понимания речи - это повод провести (при необходимости) дополнительные исследования и начать коррекционные занятия.