Найти тему
РЮКЮ КАРАТЭ

Как правильно работать с Ката, чтобы они работали

Что такое ката каратэ и зачем они нужны вы можете прочитать ЗДЕСЬ

А сейчас постараемся понять, как работать с ката, чтобы оно не осталось мертвой теорией или непонятным и экзотичным танцем!

С ката надо УМЕТЬ работать. Потому что ката находится в центре системы, но не является ее самоцелью. Ката — это обучение тела эффективной работе с точки зрения генерации усилия и его приложения по вариативным векторам. Вокруг ката - с одной стороны масса подводящих упражнений, имеющих целью помочь в понимании телом этой эффективной работы (ходзе ундо, дзюмби ундо, кихон, таи атари). А с другой стороны масса парных упражнений, цель которых перевести эту эффективность в практическую плоскость (различные якусоку, бункаи, унгоку, какиэ, работа по лапам, более 20 видов тренировочного спаррингов).

-2

А еще про ката очень важно понимать, что они создавались в то время, когда понятия спортивные единоборства вообще не существовало. Однажды мой товарищ, очень хорошего уровня тайскй боксер (к сожалению я не могу без его разрешения назвать его имя) рассказал мне историю о том, как наблюдал драку на рынке в Тае в которой участвовал местный чемпион с одной стороны и местные же гопники с другой. Его поразил даже не факт проигрыша чемпиона, а то, что он не смог продемонстрировать практически ничего из своего наработанного арсенала. Вывод к которому пришел мой товарищ – поединок на улице, без правил и ограничений требует:

• Иного арсенала

• Иных кондиций

• Иного способа перемещений

• Иного тайминга

Нежели поединок спортивный.

Драка имеет ряд существенных отличий от боя на ринге. Главное – очень высокий уровень травматизма.

«Чем дольше длится драка, тем больше у вас шансов стать калекой. Каждая новая минута уличного столкновения резко снижает ваши шансы выйти из него без серьезных травм и увечий. Из этого следует сразу несколько важных выводов: драку необходимо заканчивать максимально быстро. Лучший способ прекратить драку – это нокаутировать противника. Поэтому в драке должны преобладать тяжелые нокаутирующие удары. Место легких джебов и красивых маневров - на ринге. В драке важна не красота, а эффективность!»
Джек Демпси
-3

Ката, как и каратэ в целом создавались в те времена, когда понятие спортивный поединок только зарождалось. Поэтому в них идет речь о выживании, а не о победе по очкам. Вот почему практика настоящего традиционного каратэ в современном мире имеет ряд существенных проблем. Без свободного поединка она может превратится в пыльный музейный экспонат. При этом схватка на татами под присмотром судей не позволяет реализовывать большую часть того, что заложено в этой системе. На мой взгляд в современных условиях практика традиционного каратэ должны представлять собой сочетании спортивных поединков по различным, в первую очередь контактным, правилам и глубокое, а также максимально реалистичную практику различных якусоку (やくそくーдоговорённость) от кихон иппон кумитэ до реалистичных сценариев комбинаторных атак и противодействий им выполняемых с полной скоростью и силой!

-4

Парная проработка движений Ката в школе Годзю рю каратэ Богдана Курилко

Как говорится, не похвалишь себя сам… Вот этим сейчас и займусь, тем более, что уверен в том, что мне есть чем гордится. За последние пять лет я проделал огромную работу - собрал и систематизировал наиболее полную ,из известных мне, методику преподавания окинавской школы годзю рю каратэ от самого начального уровня до 4 дана, которой, на сегодняшний день, нет аналогов.

При изучении собственно ката я выделяю несколько этапов:
1.     Энбусен - Изучение рисунка
2.     Юккури - Работа с балансом внутри движения ката (на этом этапе все движения ката выполняются максимально медленно)
3.     Санчингоси (Найти Санчин) - Работа с выстраиванием правильной, объединенной работы тела внутри каждого движения ката. Поиск источников силы и ее путей ее доставки противнику.

-5

Два важных замечания:

️1.     Начиная с первого этапа изучения движений ката очень важно подходить к практике максимально осознанно, внимательно слушая своё тело и тщательно анализируя полученную в ходе этого анализа информацию. Вместе с наставлениями учителя это является важнейшим моментом в практике ката.

2.     На всех этапах важно, в первую очередь, прорабатывать короткие дорожки являющиеся логически завершенными фрагментами ката. Этой практике должно уделятся 70% времени работы с формой и только 30% повторение собственно рисунка ката.

Парная работа с движениями ката начинается уже на этапе Юккури, развивается на этапе Санчингоси и вступает в основную фазу на этапе постоянной вдумчивой проработки дорожек ката и самого ката.

Парная проработка движений ката в моей школе делится на следующие 8 этапов с точки зрения возрастания сложности

1.     Простые подводящие упражнения

2.     Проработка принципа взаимодействия с противником «зашитом» в данном движении через момент первого контакта – кихон иппон кумитэ

3.     Кихон нихон кумитэ (Здесь необходимо заметить, что так называемые кихон бункай, как правило являются наиболее показательными с точки зрения работы тела  версиями кихон иппон и нихон кумитэ.)

4.     Санданги – три шага и три действия

5.     Различные Якусоку – сюда относятся как унгоку но рикаи (истинные или исторические расшифровки заложенные основателями или их наиболее выдающимися последователями) и оё бункай  (эффективный результат анализа движений на основе унгоку другими мастерами и мои собственные наработки). Здесь необходимо сказать, что мой личный подход к анализу техники ката включает следующие обязательные моменты. Данная техника должна быть проста, легко применима и соответствовать логике поединка. Проработка этой техники должна двигаться от очень спокойной работы к атакам в полную силу и скорость!

6.     Обязательная проработка принципов, представленных в данном движении на лапах, падах, макиварах.

7.     Проработка движения ката через какиэ кумитэ (поединок скрещенных рук или толкающие руки)

8.     Учехиче – проработка данного движения ката в его связи с другими движениями ката и их принципами реализации усилия в рамках единой стратегии ката.

-6

Также движения ката прорабатываются в парах не только на тренировках посвященных собственно ката, но и во время работы с основными боевыми стратегиями и отдельными принципами поведения в поединке. Фактически на каждой тренировке в той или иной мере присутствует парная работа с элементом того или иного ката. Что касается фундаментально базового и структурообразующего  Санчин ката, то с него начинается КАЖДАЯ тренировка!

ЧТО ТАКОЕ КАТА КАРАТЭ И ЗАЧЕМ ОНИ НУЖНЫ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ