Президент Польши Анджей Дуда заметил, что если НАТО примет в свой состав ещё и Швецию с Финляндией, то все берега Балтики, кроме двух маленьких кусочков России с её Калининградской областью, окажутся под контролем стран НАТО. «Балтийское море станет внутренним бассейном НАТО»! – радуется польский вражина. А с учётом сухопутных границ, общая «граница России с НАТО вытянется на 1400 километров».
Ой, ой. Можно подумать, большой успех.
А мы напомним, что некоторые государства этого якобы оборонительного блока уже, было, господствовали и в Балтийском море, и в других. Во время Крымской войны 1853-1856 годов Великобритания, Франция, Турция и Сардинское королевство вели против нас боевые действия в бассейнах Чёрного, Балтийского и Белого морей, на Дунае, Балканах и Кавказе, даже на Камчатке. И чего?
Целый год возле Санкт-Петербурга торчал англо-французский военный флот, на глазах не только гуляющих по набережной жителей, но и царя, который смотрел на них из окон своего дворца. Иногда стреляли, да. Пытались захватить Сестрорецк. Десант в Санкт-Петербург высадить не решились. Только и сумели захватить крепость Бомарсунд. Кто-нибудь о такой слышал? Это в Финляндии, на Аландских островах. Вот, они теперь вместе с той крепостью в НАТО.
Не более удачными оказались действия будущих натовцев и в северных морях. Пришлёпали туда на своих пароходах. Сначала грабили купцов и посёлки на островках. Потом высадились на берегу Онежского залива, у селения, где не было русских войск, но зато были русские крестьяне. И эти крестьяне под руководством двух нижних чинов без проблем вышибли пришлых вояк вон. Тогда вояки поплыли захватывать Соловецкий монастырь. Там «гарнизон» из 200 монахов, 370 паломников и 53 солдат инвалидной команды возглавил игумен архимандрит Александр, в прошлом полковой священник. Перестреливались из пушек: ни один защитник монастыря не погиб и не получил ранения! А высадить десант англичане, опять-таки, не рискнули.
На Камчатке о готовящемся на лето 1854 года нападении англичан и французов губернатор узнал из дружеского письма короля Гавайских островов Камеамеа III, и из сообщения генконсула России в США. Чего стóят 1400 км границы, которыми похваляется Анджей Дуда! – расстояние от Балтики до Тихого океана больше 14 тысяч км. Совместная эскадра европейцев встала ввиду Петропавловска-Камчатского, дважды они высаживали десант. Первый раз бежали, едва заметив отряды русских. Второй раз бежали – когда русские, силами втрое меньшими, перебили половину тех десантников.
Зимой бухта покрыта льдом, и вражеский флот где-то отдыхал. Тем временем русское правительство велело эвакуировать город. Весной 1855-го англичане с французами нашли пустыню: укрепления срыты, постройки сожжены. Наши солдаты и матросы пропилили во льду проход и эскадра в составе фрегата, корвета, транспортных кораблей и бота увезла весь гарнизон и жителей на юг, не дожидаясь повторного прибытия врагов. Конечно, враги пошли вослед, надеясь догнать, и отомстить за обидное поражение прошлого года.
Догнали. Возле Сахалина немного постреляли. Ночью противник, считая, что «запер» русскую эскадру в бухте, стал на якоря у выхода, надеясь, что рано или поздно голод и холод вынудят русских выйти из бухты. Ни англичане – а они, представьте себе, «великие географические открыватели», ни французы не знали, что Сахалин – это остров, и зайдя в пролив между ним и материком, можно уйти, куда угодно. Наши, дойдя до Амура, поднялись вверх по его течению и основали город-порт Николаевск-на-Амуре. А англичане, может, и до сих пор их ждут на северной оконечности Сахалина. Если не перемёрли от голода и холода.
Главные события войны развернулись на Крымском полуострове, где Севастополь. На первом этапе Нахимов разгромил турецкий флот, причём разгромил всего за несколько часов. Турки потеряли три тысячи убитыми, а командующий турецким флотом попал в плен. Потери эскадры Нахимова составили 37 человек. Больше турки в морских боях не участвовали, зато вторглись в Закавказье, но и там потерпели поражение.
В Севастополь же вместо турок пришли англичане, французы и вояки из Сардинии. Про сардинских вояк ничего не знаю, а храбрые англичане привезли с собой индийских сипаев, и, обстреливая Севастополь из своих классных для того времени пушек, в бой бесстрашно посылали их. И вот тут надо сказать прямо: сказалась техническая отсталость России. Плохая у нас была артиллерия, устаревшая. Не имелось нарезного оружия. Наши гладкостволы имели дальность стрельбы в 120 метров; англичане, французы и сипаи пуляли из нарезных штуцеров с дальностью боя до 400 метров. Не успел, знаете, Левша донести царю свою весть:
– Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть что бы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся, – внятно выговорил Левша, перекрестился и умер.
Ещё важно, что русский флот вообще не имел паровых кораблей – как и турецкий, кстати, а англо-французы уже только на этих чудищах по морям и ходили. (В качестве шутки: было бы у царя штучки две СУ-57 с боекомплектом, то неизвестно, как бы оно повернулось.)
А самая большая наша беда была, это потрясающая коррупция по всей вертикали управления. Не случайно после той войны Николай I сказал цесаревичу Александру Николаевичу, будущему Александру II:
– Сашка! Мне кажется, во всей России не воруем только ты да я.
В общем, своей артиллерией европейские вражины снесли Севастополь в ноль едва не весь. А с потерей Севастополя Россия лишилась возможности контролировать Чёрное море, – и царь согласился на мирные переговоры. Но даже в этих условиях капитуляции наших войск не было ни на одном направлении! Вот и вся война.
30 марта 1856 года представители России, Великобритании, Франции, Турции, Сардинии, Австрии и Пруссии подписали в Париже мирный договор. Россия лишалась права иметь военный флот и военно-морские базы на Чёрном море, обязалась не возводить укреплений на Аландских островах, уступила Турции южную часть Бессарабии, и признавала протекторат великих держав над Молдавией, Валахией и Сербией.
У нас это преподают в 8 классе средней школы. Но знает ли ту историю Анджей Дуда, президент Польши? Да, мы проиграли войну и получили мешок санкций. И где тогдашние санкции теперь? Да, со вступлением в НАТО Швеции и Финляндии все берега Балтики становятся натовскими. И что дальше? Или НАТО – организация вечная, по велению Гóспода? Ой, вряд ли. Может, напомнить Дуде, сколько раз мы бивали все те страны, что здесь упомянуты - по одной, и в куче? Францию били, когда полезла, и Германию, и Турцию. Швецию били, и отняли у неё Финляндию. Польшу били многократно, в основном за наглость.
Кстати, чем занималась Польша в те годы, когда индийские сипаи бегали с английскими штуцерами по русскому Севастополю? А Польши не было в мировом раскладе. Первый раз её разделили между Пруссией, Россией и Австро-Венгрией в 1772 году. Потом делили в 1793-м, 1795-м и в 1815 годах. Бравурные речи, что как, мол, мы лихо обжали Россию в Балтике, и указали ей, где её место, и какие мы могучие, и какие длинные «у нас» границы – слышать именно от поляка, на самом деле, довольно смешно.
Дмитрий КАЛЮЖНЫЙ.
Илл.: из Сети.