Найти в Дзене

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Речь является неотъемлемой частью социального существования людей, необходимым условием существования человеческого общества, основным средством производства, политической, культурной, научной, технической, бытовой информации. Устная связная речь как средство общения обладает определенными особенностями, пренебрежение которыми обедняет возможности передачи мыслей, переживаний, эмоций. Сформированная речь положительно характеризует любого человека. Это также один из важных аспектов формирования личности.

Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, тесной связью процессов речевого развития и познавательной деятельности ребенка. Умственная отсталость – это качественное изменение всей психики, всей личности в целом, произошедшее вследствие органического поражения центральной нервной системы. такая атипия развития, при которой страдает не только интеллект, но и эмоционально – волевая сфера.

Развитие речи – сложный, творческий процесс, и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше овладели родным языком, говорили правильно и красиво. Соответственно, чем раньше ребенок научится правильно говорить, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Речь умственно отсталых детей с самого начала развивается на патологической основе. Отмечаются медленные темпы овладения речью и сложность формирования навыков произношения. Причиной этого является неразвитость всей психики в целом: общее моторное недоразвитие, недостаточная координация движений органов речи, слабое развитие фонематического слуха.

Наличие ошибок произношения у умственно отсталого ребенка оказывает резко негативное влияние на дальнейшее развитие мышления и речи. Не ясно воспринимая слова в целом, он не может различать оттенки значений многих слов. Это замедляет общее развитие речи, замедляет овладение лексикой и грамматической структурой языка.

Фонетические недостатки речи вызывают большие трудности в овладении грамотой. Дефекты произношения значительно усугубляют нарушения интеллектуального и эмоционального развития умственно отсталого ребенка и создают барьеры для общения с окружающими. При наличии ошибок произношения может наблюдаться неуверенность в своих способностях и знаниях, застенчивость, нерешительность, замкнутость речи, что, в свою очередь, снижает любознательность и интерес к окружающему.

Следующей особенностью устной речи умственно отсталых детей является ее недостаточная выразительность. Их речь бедна интонациями, монотонна, с наличием необоснованных пауз и неправильных акцентов. Недостаток

словарного запаса у умственно отсталых школьников легко прослеживается при назывании предметов, явлений и совершаемых действий. Их словарный запас скуден. Иногда даже старшеклассникам трудно назвать постоянно встречающиеся предметы. Обобщающие понятия даются им с трудом. Неспособность обобщать объекты с основной функцией затрудняет понимание таких слов, как «инструменты», «одежда», «транспорт» и т.д. Но слова с абстрактными значениями еще более сложны для детей. Такие слова употребляются ими крайне редко. Одной из особенностей словарного запаса детей с ограниченными интеллектуальными возможностями является наличие в речи «пустых» слов, т.е. слов, не имеющих определенного содержания. Часто, называя объект, учащийся не может распознать его среди других объектов или изображений, что подтверждает отсутствие соответствия между словом, обозначающим объект, и его конкретным изображением.

Диалогическая речь умственно отсталых детей неполноценна в различных планах. Они не умеют достаточно внимательно слушать то, о чем их спрашивают. Поэтому в одних случаях они молчат, в других отвечают случайным образом, эхолалически повторяя часть вопроса, или ответы состоят из одного или двух общих предложений. Детям трудно сосредоточиться на разговоре, особенно в присутствии визуальных и слуховых раздражителей, которые их отвлекают. Они забывают, о чем они только что говорили, и перестают слушать собеседника. Кроме того, у некоторых детей наблюдается двигательное беспокойство, подвижность. Другие становятся вялыми и пассивными. Для них также характерна неспособность распределять внимание между разными объектами. Есть в таком поведении ребенка нетерпение, задавание вопросов, не относящихся к теме урока, выкрикивание отдельных реплик. Развитие диалогической речи у умственно отсталых осложняется тем, что они с большим трудом используют свои знания и не всегда способны мобилизовать их в нужный момент. Это также снижает активность их участия в диалоге.

Овладение монологической речью слишком сложно для детей. В какой-то степени это связано с трудностями планирования высказывания, невозможностью следовать заранее заданному шаблону, с непониманием того, что слушатель должен воссоздать картину произошедшего на основе того, что он слышит от говорящего. Дети не всегда понимают даже простые тексты, содержащие временные, причинно-следственные и другие зависимости. Недостаточно сформированы регуляторные функции речи - указания взрослого неправильно воспринимаются детьми и не всегда определяют содержание и последовательность выполняемой деятельности. Сложные инструкции, состоящие из нескольких последовательных ссылок, а также содержащие обобщения, особенно сложны. Дети испытывают трудности, если возникает необходимость рассказать о ходе уже проделанной работы. Они пропускают многие действия или говорят о них в самых общих чертах. Им крайне сложно самостоятельно планировать свои предстоящие действия.

-2

Установлено, что уже в младшем дошкольном возрасте связная речь достигает достаточно высокого уровня у учащихся с умственной отсталостью. Во время общения дети могут дать точный, краткий или подробный (в зависимости от ситуации) ответ, понятный окружающим людям.

Речевая деятельность сопровождает все, с чем ребенок живет и развивается вместе с ним. Устная речь является самостоятельным видом умственной деятельности, в то же время она играет важную роль в образовании, так как служит средством получения знаний и контроля над ними.

Развитие коммуникативной функции речи учащихся является общей задачей для массовых школ, но особенно важно это для Специальных (коррекционных) школ. Конечно, эта общая задача реализуется в каждой учебной дисциплине по-разному, в зависимости от их специфических особенностей. В связи с тем, что правильная речь является одним из важнейших условий дальнейшего развития ребенка, процесс социальной адаптации, выявления и устранения речевых нарушений следует проводить на более раннем этапе.

Следует отметить, что проблема развития связной речи у этой категории

детей в настоящее время изучена слабо. Существует острая нехватка как теоретических источников, так и практических рекомендаций и программ. Для ребенка с отклонениями в развитии необходима длительная, постоянная и требующая специальной подготовки помощь, как со стороны учителей, так и родственников, их любовь, терпение и настойчивость.