С того самого момента, как люди создали первое плавучее средство для передвижения по морю, возникла проблема обрастания подводной части этого средства всевозможными организмами - водорослями, моллюсками, ракообразными и т.д. И вреда от них было очень много - во-первых, они сильно замедляли ход, во-вторых, их масса нередко достигала нескольких тонн, а в-третьих, некоторые виды животных не просто прикреплялись к деревянному днищу, но ещё и вгрызались в него, как корабельный червь Teredo.
Неудивительно, что пиратам, например, приходилось, минимум, трижды в месяц вытаскивать свою посудина на берег и очищать днище от наросшей живности.
Странно, правда, что люди ещё в древние времен поняли - водные организмы почему-то очень не любят обживать медные изделия. А если точнее, на меди они просто не селятся. Уже потом, спустя века, химики поняли - ионы меди для большинства водорослей и моллюсков ядовиты.
Но медь - металл дорогой, и обшивать им всё судно по карману далеко не каждому. Даже сейчас.
Тем не менее, в 1832 году вальцовщик из Бирмингема Джордж Фредерик Мунц подал патент на сплав, впоследствии названный МУНЦ-МЕТАЛЛОМ. Он состоял из 60% меди, 40% цинка и небольшого количества железа.
Тонкость технологии состояла в том, что сплав получали, опуская металлический цинк в расплавленную медь. И эта процедура была довольно опасной, поскольку температура кипения цинка (907°C) значительно ниже, чем температура плавления меди (1085°C), что потенциально может привести к возгоранию или взрыву металла. Кроме того, пары цинка и его оксида считаются опасными для здоровья.
По сути, это была латунь, но - адаптированная непосредственно под нужды морских кораблестроителей. Оказалось, сплав достаточно прочен, чтобы обшивать ими днища лодок, катеров и яхт, и ядовит для всех, кто собирается на нём обосноваться.
Чуть позже Мунц наловчился делать из своего сплава не только листы, но винты, болты, гайки и гвозди, который также оказались крепкими и долговечными. В дальнейшем, правда, эволюция кораблестроения пошла несколько в ином направлении, поскольку были изобретены специальные краски и покрытия. Их можно было наносить на стальной корпус, что выходило во много раз дешевле. Но из МУНЦ-МЕТАЛЛА до сих пор делают коррозионностойкие деталей машин, которым суждено работать в морской воде.
Кроме того, этот сплав также идёт и на изготовление разных мелочей, типа пуговиц.
Джордж Фредерик Мунц (26 ноября 1794 – 30 июля 1857) - английский промышленник, член парламента от Либеральной партии округа Бирминген. Его отец Филип Фредерик Мунц приехал в Англию из Литвы, которая раньше была частью Польши вскоре после французской революции. Он основал компанию Muntz & Purden, специализирующуюся на стальных игрушках.
А сын его, Джордж Фредерик, сделал свое состояние на сплаве собственного рецепта. И, разбогатев, заинтересовался политикой. Как раз благодаря его усилиям были отменены Законы об испытаниях и корпорациях, принятые принятый в 1611 и 1673 годы. (Первый запрещал членство в городских корпорациях всем тем, кто не был готов принять причастие в соответствии с обрядами Англиканской церкви. Второй ввел такое же испытание для лиц, занимающих гражданские или военные должности. Поэтому римские католики, протестантские диссиденты и евреи были отстранены от государственных должностей.
Но потом политические интриги привели к тому, что Мунца обвинили в подстрекательстве к мятежу, поскольку он пытался подорвать авторитет герцога Веллингтона. Джордж предстал перед судом в 1838 году, но был оправдан по всем 13 пунктам обвинения, кроме одного.
Оставшийся пункт не помешал ему прожить долгую счастливую жизнь и умереть богачом.