Внимание, вопрос. Представьте себе картину – "Женщина у окна". Кто будет на этой картине "главный" – окно или женщина? Да, звучит смешно, но давайте посмотрим...
Представьте ту же же самую картину "без окна", то есть без солнечного блика на стене. Что останется?
По-моему, женщина тоже пропадёт. Останется собака, муж, вяло натягивающий чулки, зеркало, кувшин для умывания на подносе и эта, как её... ну, которая приносит кувшин. А есть окно – есть свет. Есть свет – есть Женщина.
Интересно, кто вообще придумал этот мотив – женщина и окно? Ян Вермеер?
Или Питер де Хох? Они были современниками и земляками – возможно, дружили, возможно, соперничали... Вот слева де Хох, а справа Вермеер:
Вам кто нравится больше?
Такие похожие (и замечательные!) художники, а как будто принадлежат разным эпохам... Де Хох – средневековью, Вермеер – Новому времени. У де Хоха женщина взвешивает на весах золото в комнате, обитой золотой тканью ("хорошо жили, багато"), у Вермеера – читает письмо (из дальних стран?) на фоне географической карты. Середина XVII века, завершается эра Великих географических открытий...
И главное, что здесь у Вермеера подкупает, это умение "отсекать лишнее", характеризующее, как известно, гениев. Заметьте: окна-то на картине и нет! Оно не изображено, однако мы его видим, чувствуем.
А вот его же картина, на которой окно есть. Тот же сюжет, та же модель, только меньше света – и больше деталей:
Какая вам больше нравится? Мне – та, что справа: в ней воздух, а когда много воздуха, легче дышится.
Когда мне доводилось работать литературным редактором, я говорил авторам: "Убирайте лишние детали! Даже, если вам кажется, что они "работают". Вот пример. Современные реставраторы что-то там похимичили с картиной Вермеера (той, что слева) и обнаружили: по первоначальному замыслу на стене комнаты висела картина! На ней был изображён купидон с луком:
Та самая "работающая деталь". Намёк на то, что письмо любовное. И выглядеть картина должна была, предположительно, так:
Ну и что? Много ли смысла в том, что молодым девушкам свойственно иметь женихов и возлюбленных и получать от них письма? К чёрту купидонов, к чёрту девушек! Взял и замазал. Уже лучше... А потом и окно убрал. И получился – шедевр. "Женщина, читающая письмо":
Именно "женщина" (она беременна, если кто не заметил). И письмо не от какого-нибудь тонконогого, а от мужа – капитана дальнего плавания, солидного человека, служащего Голландской Ост-индской компании. Всё так по-голландски строго, скупо, собрано. "Дело надо делать, господа, дело делать!" Капитализм на дворе...
Да и ну их с этим капитализмом. Идём дальше.
Эту картину Сальвадора Дали видели все. У неё, по-моему, лишь одно важное достоинство: это не Галá (с Еленой Дьяконовой они встретятся в 1929 году, а картина написана в 1925).
А вот "адрес" это картины – то есть то, что Дали цитирует и пытается "переосмыслить":
Видите? Тоже мачта за окном, только не далеко-далеко, как у Дали, а близко-близко... И от этого – возникает поскрипывание снастей, плеск и запах воды... В общем, как у Блока:
Ты помнишь, в нашей бухте сонной
Спала зелёная вода,
Когда кильватерной колонной
Вошли военные суда.
Четыре. Серых. И вопросы
Нас волновали битый час,
И загорелые матросы
Ходили важно мимо нас...
...Случайно на ноже карманном
Найди пылинку дальних стран –
И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман.
У великого романтика Фридриха окно такое материальное, такое предметное – но при этом является "проходом в другой мир". Отсюда, из этой комнаты, в мир большой, где много пространства и воздуха. А Дали на своей картине эти самые пространство и воздух наглядно изобразил, но выглядят они, как плоское пятно на стене. Вроде и далёкое нарисовано, а женщина в это далёкое буквально носом упёрлась.
К слову о великих и невеликих художниках. (А просто знаменитых.)
Идём дальше? Ещё два голландца – Питер Янссенс и Якоб Врель. Посмотрите, насколько по-разному та самая "женщина у окна" может выглядеть! Это как-то даже... смешно?
А следующая мне очень нравится. И осень золотая за окном, только тыквы на опустевших огородах лежат, и шорканье подметалки по полу, и, конечно, свет, который мне хочется ловить лапами, как коту – огонёк лазерной указки...
И немножко хоррора североевпроейского:
Как думаете, что здесь изображено? Мне кажется, женщина (мать? бабка? кормилица?) увидела за окном в грозу привидение недавно умершего ребёнка... Разубедите меня, пожалуйста!
А теперь, давайте перепрыгнем в наше время. Контраст освежает...
Автора следующей картины не знаю. Подскажете? Очень нравится.
И не только мне. Вот одна женщина, самодеятельная художница, себя в этом образе изобразила. Называется "Взгрустнулось".
В заключение ещё один вопрос. Я вообще-то сначала хотел сделать подборку картин на тему "Дети у окна", но нечаянно отвлёкся на взрослых тётенек. А детей-то – делать, не делать? Или, может, хватит уже?
Будет как скажете. Спасибо!
Смотрите также:
Сумерки. Одним глазком в детство