Найти в Дзене
Журнал "Лучик"

Женщина у окна

Оглавление

Внимание, вопрос. Представьте себе картину – "Женщина у окна". Кто будет на этой картине "главный" – окно или женщина? Да, звучит смешно, но давайте посмотрим...

Питер де Хох
Питер де Хох

Представьте ту же же самую картину "без окна", то есть без солнечного блика на стене. Что останется?

По-моему, женщина тоже пропадёт. Останется собака, муж, вяло натягивающий чулки, зеркало, кувшин для умывания на подносе и эта, как её... ну, которая приносит кувшин. А есть окно – есть свет. Есть свет – есть Женщина.

Интересно, кто вообще придумал этот мотив – женщина и окно? Ян Вермеер?

Ян Вермеер. Молочница. Девушка с ожерельем
Ян Вермеер. Молочница. Девушка с ожерельем

Или Питер де Хох? Они были современниками и земляками – возможно, дружили, возможно, соперничали... Вот слева де Хох, а справа Вермеер:

-3

Вам кто нравится больше?

Такие похожие (и замечательные!) художники, а как будто принадлежат разным эпохам... Де Хох – средневековью, Вермеер – Новому времени. У де Хоха женщина взвешивает на весах золото в комнате, обитой золотой тканью ("хорошо жили, багато"), у Вермеера – читает письмо (из дальних стран?) на фоне географической карты. Середина XVII века, завершается эра Великих географических открытий...

И главное, что здесь у Вермеера подкупает, это умение "отсекать лишнее", характеризующее, как известно, гениев. Заметьте: окна-то на картине и нет! Оно не изображено, однако мы его видим, чувствуем.

А вот его же картина, на которой окно есть. Тот же сюжет, та же модель, только меньше света – и больше деталей:

-4

Какая вам больше нравится? Мне – та, что справа: в ней воздух, а когда много воздуха, легче дышится.

Когда мне доводилось работать литературным редактором, я говорил авторам: "Убирайте лишние детали! Даже, если вам кажется, что они "работают". Вот пример. Современные реставраторы что-то там похимичили с картиной Вермеера (той, что слева) и обнаружили: по первоначальному замыслу на стене комнаты висела картина! На ней был изображён купидон с луком:

-5

Та самая "работающая деталь". Намёк на то, что письмо любовное. И выглядеть картина должна была, предположительно, так:

-6

Ну и что? Много ли смысла в том, что молодым девушкам свойственно иметь женихов и возлюбленных и получать от них письма? К чёрту купидонов, к чёрту девушек! Взял и замазал. Уже лучше... А потом и окно убрал. И получился – шедевр. "Женщина, читающая письмо":

-7

Именно "женщина" (она беременна, если кто не заметил). И письмо не от какого-нибудь тонконогого, а от мужа – капитана дальнего плавания, солидного человека, служащего Голландской Ост-индской компании. Всё так по-голландски строго, скупо, собрано. "Дело надо делать, господа, дело делать!" Капитализм на дворе...

Да и ну их с этим капитализмом. Идём дальше.

-8

Эту картину Сальвадора Дали видели все. У неё, по-моему, лишь одно важное достоинство: это не Галá (с Еленой Дьяконовой они встретятся в 1929 году, а картина написана в 1925).

А вот "адрес" это картины – то есть то, что Дали цитирует и пытается "переосмыслить":

Каспар Давид Фридрих. Женщина у окна
Каспар Давид Фридрих. Женщина у окна

Видите? Тоже мачта за окном, только не далеко-далеко, как у Дали, а близко-близко... И от этого – возникает поскрипывание снастей, плеск и запах воды... В общем, как у Блока:

Ты помнишь, в нашей бухте сонной
Спала зелёная вода,
Когда кильватерной колонной
Вошли военные суда.
Четыре. Серых. И вопросы
Нас волновали битый час,
И загорелые матросы
Ходили важно мимо нас...

...Случайно на ноже карманном
Найди пылинку дальних стран –
И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман.

У великого романтика Фридриха окно такое материальное, такое предметное – но при этом является "проходом в другой мир". Отсюда, из этой комнаты, в мир большой, где много пространства и воздуха. А Дали на своей картине эти самые пространство и воздух наглядно изобразил, но выглядят они, как плоское пятно на стене. Вроде и далёкое нарисовано, а женщина в это далёкое буквально носом упёрлась.

К слову о великих и невеликих художниках. (А просто знаменитых.)

Идём дальше? Ещё два голландца – Питер Янссенс и Якоб Врель. Посмотрите, насколько по-разному та самая "женщина у окна" может выглядеть! Это как-то даже... смешно?

Питер Янссенс
Питер Янссенс

А следующая мне очень нравится. И осень золотая за окном, только тыквы на опустевших огородах лежат, и шорканье подметалки по полу, и, конечно, свет, который мне хочется ловить лапами, как коту – огонёк лазерной указки...

Питер Янссенс
Питер Янссенс

И немножко хоррора североевпроейского:

Якоб Врель
Якоб Врель

Как думаете, что здесь изображено? Мне кажется, женщина (мать? бабка? кормилица?) увидела за окном в грозу привидение недавно умершего ребёнка... Разубедите меня, пожалуйста!

А теперь, давайте перепрыгнем в наше время. Контраст освежает...

Шарль Камуа
Шарль Камуа
Константин Сутягин
Константин Сутягин
Сергей Тутунов
Сергей Тутунов

Автора следующей картины не знаю. Подскажете? Очень нравится.

Евгений и Лидия Барановы (спасибо за подсказку!)
Евгений и Лидия Барановы (спасибо за подсказку!)

И не только мне. Вот одна женщина, самодеятельная художница, себя в этом образе изобразила. Называется "Взгрустнулось".

-17

В заключение ещё один вопрос. Я вообще-то сначала хотел сделать подборку картин на тему "Дети у окна", но нечаянно отвлёкся на взрослых тётенек. А детей-то – делать, не делать? Или, может, хватит уже?

Будет как скажете. Спасибо!

-18

Смотрите также:

Сумерки. Одним глазком в детство

Читайте:

Запрещённый художник