Найти в Дзене
СВОЛО

Какая ещё одна странность у Джотто указывает на его подсознательный идеал

Подсознательным идеалом Джотто было соединение несоединимого: высокого и низкого (см. тут, тут). Любой подсознательный идеал выдаётся странностями для времени своего создания.

Первую в таком (низком) плане рассмотренную странность (см. тут) Дворжак назвал «единым изолированным действием, которое он [Джотто] изображает так, словно оно происходит у него перед глазами на некой сценической площадке» (История итальянского искусства в эпоху Возрождения. С. 15. https://pdf.11klasov.net/11980-istorija-italjanskogo-iskusstva-v-jepohu-vozrozhdenija-v-2-tomah-dvorzhak-m.html). Вторая такая странность была – иногда – внешне выраженный психологизм (см. тут). Третья – угадываемый (но не выраженный «текстом») «духовный контакт между изображенными действующими лицами» (Там же. С. 29).

Как изображали тайную вечерю до Джотто? – Как чудо предвидения Христом будущего:

«21 и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.

22 Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?

23 Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня;

. . . .

25 При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал» (Мф. 26).

Чудо, надо думать, и то, что предупреждённый о признаке предателя Иуда, не посмел удержаться от саморазоблачения, раз всё чудесным образом предначертано свыше.

Так – два чуда (предсказание предательства и саморазоблачение Иуды) – и рисовали в Средневековье. Всем присутствующим всё становится ясным.

«…в сравнении со значимостью этого события все изображенные действующие лица — всего лишь условные представители, лишь свидетели совершающегося, не принимающие в нем какого бы то ни было индивидуального духовного участия» (Дворжак. История… С. 28).

VI век, Codex Purpureus или Россанский кодекс /Codex Rossanensis. Унциальный манускрипт на греческом языке, содержащий текст Евангелия от Матфея и Евангелия от Марка.
VI век, Codex Purpureus или Россанский кодекс /Codex Rossanensis. Унциальный манускрипт на греческом языке, содержащий текст Евангелия от Матфея и Евангелия от Марка.

Тут саморазоблачение показано двояко: Иуда выпадает из полукруга голов 12-ти Апостолов, и он единственный тянет руку к блюду. Это, правда, не «со Мною», и не понятно, хватит ли Христу длины руки, чтоб оказаться в блюде вместе с Иудой, если Христос поторопится, пока Иуда руку не убрал. Но рисовавший счёл эти вопросы низким бытом, о котором непристойно думать в священном месте. Он обозначил евангельское саморазоблачение Иуды – всё: рисовальщик своё дело сделал.

VI век. Мозаика «Тайная вечеря». Равенна, Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово.
VI век. Мозаика «Тайная вечеря». Равенна, Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово.

Тут никто руку к блюду не тянет. Но только один из Апостолов показан с головы до ног. Значит, он и есть Иуда. Исполнитель фрески опять не заморачивался буквальным по Евангелию саморазоблачением. Ему хватает намёка на то, что всем всё стало известно.

Есть антидворжаковское: семеро укоризненно (?) смотрят на Иуду.

XII век. Византийская рукопись. Миниатюра Тайная вечеря.
XII век. Византийская рукопись. Миниатюра Тайная вечеря.

Этот рисовальщик буквалист – сразу двое тянут руки к блюду: Христос и Иуда. Правда, тут есть антидворжаковский нюанс: все, кроме одного, со стыдом отвернулись от Иуды.

XII-XIII века. Византийская традиция в Италии. Капуя.
XII-XIII века. Византийская традиция в Италии. Капуя.

Тут с протягивающими руки всё в порядке. Ну, если не придираться, что Христу не дотянуться. (Крайний справа руку к блюду не тянет.)

XIII век. Греческая рукопись из Национальной библиотеки Франции.
XIII век. Греческая рукопись из Национальной библиотеки Франции.

Тут тянут руки трое: Христос, Иуда (дотянулся) и крайний справа. Но рисовальщик, наверно, предполагал, что крайний справа просто положил руку на стол.

XII век. Мозаика Тайная вечеря. Собор Монреале, пригороде Палермо.
XII век. Мозаика Тайная вечеря. Собор Монреале, пригороде Палермо.

Тут Иуда аж вышел из-за стола, чтоб нацелиться на то, к чему уже протянул руку Христос.

Конец XI века (1081-1086?). Тайная вечеря. Евангелие Апракос. Италия.
Конец XI века (1081-1086?). Тайная вечеря. Евангелие Апракос. Италия.

Тут всё по Евангелию.

Псалтырь XII века из Бодлианской библиотеки.
Псалтырь XII века из Бодлианской библиотеки.

А вот смешно. Может, правило было такое, что Христос первый протягивает руку к еде. А тут Иуда тянется первым. Так другой апостол на это указывает.

И, наконец, что у Джотто?

Джотто. Тайная вечеря. 1304-1306.
Джотто. Тайная вечеря. 1304-1306.

Еду берут только правой рукой. Правые руки на столе держат (слева направо): Иуда, Христос, третий от Христа Апостол в синем и второй справа, сидящий к нам спиной. 4 человека. Где находится блюдо, до которого могут дотянуться трое из этих четырёх, не видно за спинами. – Выделения Иуды нет! Это – против Евангелия. И ясно, что тут между Апостолами висит вопрос: кто же предаст. То есть понятно, что они думают, глядя – те, чьи глаза мы можем видеть – друг на друга. Понятно! Хоть это никак не изображено!

Это чрезвычайного масштаба странность для времени Джотто.

6 июля 2022 г.