В ином автомобиле радиаторов случается до нескольких штук, и это только в системе охлаждения/отопления. Но сегодня не только в так называемых высокопроизводительных (форсированных) моторах, но даже в рядовом ДВС из массового сектора мирового автопрома их, как минимум, три
- Радиатор системы охлаждения.
- Масляный радиатор (или даже радиаторы).
- Так называемый конденсор (радиатор системы кондиционирования)…
…а также:
- Охладитель систем наддува (интеркулер);
- Радиаторы гидроусиления различных механизмов, в частности, например, рулевого управления.
- Радиатор (или радиаторы) АКПП и другие.
А начну по традиции с главного — все профилактические «мероприятия» по автомобилю прописаны в наших Сервисных книжках. В специальные таблицы сведены сроки (и пробеги) обновления жидкостей, а также промывок систем, магистралей, емкостей и так далее.
Наружные загрязнения
Конструктивно радиаторы располагаются, как правило, под передним бампером и за фальшрадиаторной решеткой. А ещё — в арках и прочих кузовных пустотах, в глубине моторного отсека и под облицовками салона. Располагаются они «лицом» к набегающим воздушным потокам. Однако как раз именно здесь — в нишах и пустотах, в воздуховодах и под облицовками — собирается пыль, грязь, сырость и тд. Тут более чем «благоприятная атмосфера» для микробов, плесени, грибов и прочих возбудителей болезней. Закрытые и скрытые радиаторы являются причинами не только загрязнения «внутренней среды» автомобиля, но и перегревов двигателя, элементов трансмиссии и прочих узлов, которые требуют охлаждения или наоборот нагрева.
Без разборки подобраться к ним — невозможно.
Внутренние загрязнения
Все эксплуатационные жидкости — это химические растворы самых разных сложных сочетаний агрессивных веществ. То же, например, моторное масло имеет до двух десятков различных присадок, в числе которых я назову только самые распространенные:
- Смазывающие
- Противовспенивающие
- Антикоррозионные
- Антиоксиданты
- Антиокислители…
— общим числом, повторюсь, от полутора до двух десятков.
Такая же картина и со всеми другими жидкостями — охлаждающими, тормозными, трансмиссионными и проч. Все они в процессе эксплуатации оставляют на стенках рубашек, в емкостях и, главное, — в магистралях, переходниках и патрубках — осадок, и зачастую нерастворимый. Больше того, автомеханики в иных узлах находят осадки, закоксованные до каменной твердости.
Откуда ж тут возьмется смазка или теплоотвод?
Система охлаждения/отопления/вентиляции
Радиатор (или радиаторы) систем охлаждения ДВС загрязняются не только снаружи, в сотах радиаторов, а также в магистралях, бачках, переходниках и других устройствах. Тут скапливаются продукты окисления металлических частей, осадки разложения присадок тех же антифризов (которых здесь также далеко больше десятка), частицы ржавчины и другой мусор. Именно поэтому производители и регламентируют периодическую замену охлаждающих, а также всех других эксплуатационных жидкостей, масел и тп.
Система отопления, в частности, занимается тем, что воздух, поступающий в салон, должен продуваться через горячий радиатор отопителя. Система вентиляции забирает воздух снаружи и, пропуская через салонный фильтр, направляет его в салон с заданной температурой. Система кондиционирования (климат-контроля) пропускает воздух через испаритель кондиционера. Все эти системы имеют порой свои собственные компрессоры, фильтры, радиаторы и их «плотность» на единицу объема пространства в иных автомобилях так высока, что риск нечаянно повредить любой из агрегатов в процессе самостоятельного обслуживания или ремонта — довольно высок.
Именно по этим причинам я всегда рекомендую — обращайтесь к профессионалам.
Промывка/чистка радиаторов
Некоторые автовладельцы пытаются самостоятельно мыть и чистить радиаторы, однако следует учитывать тот факт, что основные из них (три: охлаждения, масляный и конденсор) в большинстве автомобилей «собраны» в один тугой узел. Именно в «тугой», потому что зазоры между радиаторами бывают даже еще меньше, чем в сотах самих радиаторов. Сделано это по самым разным инженерным и компоновочным причинам, но фактом остается тот факт, что самостоятельная промывка или наружная чистка выливается, в конце концов, в дорогостоящий ремонт.
Функции и предназначение систем
Функции системы вентиляции просты — снаружи из атмосферы или из салона (режим рециркуляции) система забирает воздух и, пропуская его через салонный фильтр (или фильтры, если у вас их несколько), очищает его и направляет в салон с температурой, которую задает водитель.
Функции системы отопления аналогичны, только воздух проходит через радиатор отопителя (печки). А вот функции системы кондиционирования сложнее — нужно доставить в салон охлажденный воздух, который прошел испаритель кондёра. И тут причин появления неисправностей гораздо больше.
Причины неисправностей
Пыль, сырость и грязь — вот основные из них. Помимо собственно загрязнений — наружных и внутренних — в системах «случаются» также:
- Нарушения герметичности магистралей и соединений;
- Неисправности осушителя или испарителя, если мы говорим о системе кондиционирования;
- Накапливание «отходов производства» эксплуатационных жидкостей;
- Накапливание наружных загрязнений;
- Естественный износ сопряженных пар, узлов и агрегатов в процессе эксплуатации;
- Механические аварийные повреждения, неисправности и разное другое…
Сроки и регламенты
Автомеханики рекомендуют два наиболее оптимальных момента для генеральной чистки радиаторов — поздняя осень или ранняя весна. После лета — это липкие «осадки» с деревьев, тополиный пух, насекомые и все прочие естественные загрязнители лета. После зимы — это морозы и оттепели, реагенты и пескоструй.
Из личного опыта
Но в первую очередь я всегда ориентируюсь на регламенты, которые прописаны в моей Сервисной книжке или Инструкции по эксплуатации. Поскольку я профессиональный автомеханик, поэтому я хорошо знаю «механику» появления неисправностей или потенциальных поломок. А самый эффективный метод борьбы с неисправностями — какой?
Правильно, — профилактика!
То есть, если вернуться взглядом к заголовку этой статьи, то можно понять, что лишняя «помойка» радиаторов — не помешает, а автомобиль вам за это только спасибо скажет.
Сергей Жебаленко
автомобильный инженер, журналист,
специально для сайта автосервиса «Восток-Авто».