Найти в Дзене
kino-and-more

За что скульптор Конёнков после 22-х лет в Америке Сталинскую премию получил: шерше ля фам

Начну чуточку издалека. В июне я побывала в Смоленске, где, во время прогулки по центру города, заглянула в музей, расположенный в красивом историческом здании. Это был музей скульптора Сергея Тимофеевича Конёнкова. Я ничего не знала об этом скульпторе. И слегка удивилась, встретив в основном зале Ленина будто бы в танце и Маяковского странных пропорций. Дерево явно было любимым материалом Конёнкова, и из него же получались самые оригинальные скульптуры, особенно те, что сделаны как бы из лесных коряг. Как вот этот лесной пан. Но создавал он и стопроцентный соцреализм. А больше всего меня поразили не скульптуры, а биография Конёнкова, которая была размещена тут же на стенде. Из нее следовало, что, через несколько лет после революции, он поехал на выставку в Америку и остался там... на 22 года. А потом вернулся в Советский Союз и был осыпан почестями — получил Ленинскую и Сталинскую премии, студию в центре Москвы, в общем, все возможные блага. Жил и процветал до 97-ми лет. Я всё крути

Начну чуточку издалека. В июне я побывала в Смоленске, где, во время прогулки по центру города, заглянула в музей, расположенный в красивом историческом здании. Это был музей скульптора Сергея Тимофеевича Конёнкова.

Музей Конёнкова в Смоленске, фото автора
Музей Конёнкова в Смоленске, фото автора

Я ничего не знала об этом скульпторе. И слегка удивилась, встретив в основном зале Ленина будто бы в танце и Маяковского странных пропорций.

-2

Дерево явно было любимым материалом Конёнкова, и из него же получались самые оригинальные скульптуры, особенно те, что сделаны как бы из лесных коряг. Как вот этот лесной пан.

-3

Но создавал он и стопроцентный соцреализм.

-4

А больше всего меня поразили не скульптуры, а биография Конёнкова, которая была размещена тут же на стенде. Из нее следовало, что, через несколько лет после революции, он поехал на выставку в Америку и остался там... на 22 года. А потом вернулся в Советский Союз и был осыпан почестями — получил Ленинскую и Сталинскую премии, студию в центре Москвы, в общем, все возможные блага. Жил и процветал до 97-ми лет.

Я всё крутила это в голове и что-то не клеилось. 22 года в США, а потом жизнь с почестями в СССР. Прямо чудеса какие-то. Обычно уезжавшие или не возвращались, или, вернувшись, имели некоторые проблемы, мягко говоря. Даже Горький, которого выманили из Италии и который был обласкан, впоследствии как-то подозрительно умер. А тут — до 97-ми лет дожил, на лаврах почивая.

Альберт Эйнштейн и скульптор Конёнков
Альберт Эйнштейн и скульптор Конёнков

Почитала википедию — все чинно-мирно. Кстати, за границей он с Горьким встречался. А в СССР вернулся не просто так, а в 1945 году на специальном пароходе «Смольный», который был выслан по приказу Сталина. То есть Сталину в 1945-м больше делать было нечего, кроме как посылать за каким-то скульптором (хоть трижды великим) и его деревяшками специальный корабль в Америку? Все страньше и страньше.

Но как только я дошла до жены Конёнкова — ларчик тут же открылся.

Итак, Маргарита Конёнкова — советская разведчица, работала под псевдонимом Лукас. Была завербована еще до отъезда за границу. В Америке в студии мужа познакомилась с Альбертом Эйнштейном и стала его любовницей на 10 лет. Через Эйнштейна вошла в круг ученых-ядерщиков, познакомилась с «отцом ядерной бомбы» Оппенгеймером. А муж творил, творил. В 1945-м руководство СССР отправило их домой, прикрываясь возвращением великого скульптора на Родину и вручив ему по прибытию все возможные премии и блага. Эйнштейн страдал, писал Маргарите письма со стихами. Но миссия была завершена.

Маргарита Конёнкова
Маргарита Конёнкова
Маргарита Конёнкова с мужем (слева) и с Эйнштейном (справа), в одно и то же время в одном и том же месте. Высокие отношения!
Маргарита Конёнкова с мужем (слева) и с Эйнштейном (справа), в одно и то же время в одном и том же месте. Высокие отношения!

Вот такая советская Мата Хари. Уверена, именно она стала пропуском для своего мужа-скульптора в клан неприкосновенных по возвращению домой. Интересно, понимал ли сам скульптор, почему его творческая судьба сложилось настолько благополучно?

Кстати, об этом шпионско-любовном треугольнике, оказывается, был снят сериал с Ольгой Будиной в главной роли. Я его не смотрела, но вспомнила, что эта актриса играла еще одну неоднозначную музу - любовницу писателя Бунина в фильме "Дневник его жены":

А вот история талантливой иностранки, приехавшей в СССР 30-х с творческими идеями и еле унесшей ноги спустя несколько лет.

И еще одна интересная история, которую поведал мне дом уже не в Смоленске, а в Ростове, о русской ученице Юнга и Фрейда.

История вокруг, куда не посмотри! А можно еще и почитать, в дневниках и мемуарах. Каких? Делюсь находками:

Мемуары до революции

Мемуары после революции