У каждой личности существует так называемый центр удовольствия. И ради достижения желаемого мы готовы пойти на многое. Примерно такой же процесс происходит с детьми и подростками. Когда тинейджер очень быстро попадает в ловушку наказаний экранным временем. Проблема в том, что эта воспитательная модель еще сильнее разжигает огонь желания. И учит одному - счастье можно получить только онлайн, но эта награда ограничена.
То есть мы сами создаем так называемую тягу, влечение. Психическая система на запрет реагирует одним единственным образом - усилением желания. Кто повзрослее, тот помнит очереди за дефицитным товаром. Увидел очередь, всем надо, значит и мне. Уже не важно, что получишь по факту. Главное, что то, что запрещено, вызывает еще больший интерес.
Главное, что этим процессом можно управлять. То есть каждое слово, воспитательный прием либо усиливает желание, либо, наоборот, ослабляет. Тогда интерес к гаджету есть, но есть и другие варианты получения счастья. И личность может выбирать один из них, не фиксируясь только на одном.
Представим насекомое, которое теплым летним днем залетело в комнату. Стоящая на столе пиала с вареньем или медом вызывает интерес. Насекомое подлетает, садиться и через какое то время начинает вязнуть. Не в силах вырваться самостоятельно.
Примерно то же самое испытывает психическая система. Для подростка 21 века часто гаджеты являются единственным центром удовольствия. А современная развлекательная индустрия компьютерных игр и социальных сетей создана именно с этой целью - вовлечь, подсадить на крючок получения лайков, прохождения уровня, награды, признания своей группы. Многие взрослые перестают контролировать себе и включаются в эту социальную гонку. То есть мы прилетаем на мед, а со временем вязнем и не можем самостоятельно оторваться. Влечение становится сильнее здравого смысла, приводит к торможению в развитии и плохому самочувствию.
Один из шагов, чтобы запустить стремление подростка развиваться в реальной жизни - изменить свой угол восприятия. Понять, что авторитарный контроль, требования, наказания и ограничения - не самая эффективная стратегия. И главное - мы орем на подростка, чтобы он немедленно отлип от экрана, со скандалом вырываем телефон из рук. А он не в состоянии это сделать. Потому что любая незрелая психика в разной степени интенсивности уже вязнет в варенье. И не имеет психических ресурсов, чтобы вырваться.
При этом надо понимать, что бой сильно неравный. Любая проблема, любой конфликт, в том числе со сверстниками, толкает ребенка онлайн - снять напряжение. И мы с нашими угрозами и наказаниями в первую очередь должны справиться с собой и своей тревогой. И подумать логически “Что я сейчас делаю? Не толкаю ли я своего подростка еще больше в цепкие лапы всемирной паутины?”.
Мы считаем своего ребенка не сформированным и пытаемся контролировать. Разумный подход, но этого не достаточно. А задача учиться управлять своим влечением. То есть пониманием того, что очередь за счастьем не заключается в гаджете или компьютерной игре. И подросток может выбирать любую.
Выдающийся немецкий врач психиатр Фриц Перлз выделяет 2 критерия психологического здоровья и зрелости - опора на себя и переход на саморегуляцию. Это целый набор навыков, которые необходимо практиковать с самого детства. В этом случае подросток, который как правило имеет проблемы с самооценкой и внутриличностные конфликты будет лучше понимать себя. Краснова в своей книге “Как справиться с компьютерной зависимостью?” выделяет следующие:
- Знание собственных способностей и предпочтений
- Положительных и отрицательных качеств
- Разумная самокритика
Я бы добавила понимание своих потребностей и целей. Причем важно, что это не мамина мечта сделать сына или дочь врачом, а личный выбор самого ребенка.
Да, потребность в игре есть. И личность учится этим влечением самостоятельно управлять. А мы, родители, как грамотный психолог стараемся помогать своим детям психологически расти и делать с каждым годом все более зрелый выбор.
Умение управлять своим влечением, как и развитие любого другого навыка является процессом состоящим из постоянных повторений и закреплении достигнутых результатов. Саморефлексии. Именно этот фундамент необходимо формировать в психике ребенка.
Начать можно с простого, но требующего постоянной концентрации упражнения. Целью является понимание себя, своих сиюминутных желаний. А для этого ребенок должен задавать себе вопрос: “На чем сейчас мое внимание?”. И давать честный ответ без критики. То есть умение контролировать свое влечение начинается с самого малого - осознания, что оно есть.