Бородинская битва — одно из важнейших и известнейших событий нашей истории. Однако за давностью прошедшего времени и масштабностью сражения, детали и подробности известны мало.
В данной же заметке я собрал некоторые небольшие факты, многие из которых и сам ранее не знал. Так что думаю и вам будет интересно.
Начну с того, что все события, которые описываются в ходе сражения произошли до 16.00, после чего войска до темноты вели артиллерийский обстрел позиций друг друга. Восход солнца 7-го сентября 1812 года был чуть ранее 5 часов утра, а заход без малого в 8 вечера.
Наверняка все мои читатели помнят «Войну и мир», как во время Бородинского сражения был ранен Андрей Болконский.
Князь Андрей стоял в нерешительности. Граната, как волчок, дымясь, вертелась между ним и лежащим адъютантом, на краю пашни и луга, подле куста полыни.
«Неужели это смерть? — думал князь Андрей, совершенно новым, завистливым взглядом глядя на траву, на полынь и на струйку дыма, вьющуюся от вертящегося черного мячика. — Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух... — Он думал это и вместе с тем помнил о том, что на него смотрят.
Надо отметить, что несмотря на то, что в подобном случае можно было броситься на землю, просто пытаться спастись в оставшиеся до взрыва секунды, офицер этого сделать не мог. В уставе прописано такого не было, но были ещё и правила неписанные. Собственно, и в уставах было написано, что офицер должен служить примером для своих солдат, а солдатам покидать строй не разрешалась в любой ситуации. Даже уклоняться от летящего ядра (а такое теоретически возможно) считалось позорным.
Стоявшая на поле боя часть, даже если её обстреливали в упор из пушек (представьте, что делает пушечное ядро, попадая в плотный строй солдат!), не имела право передвинуться на другое место без приказа.
Раненых бойцов, которые сами не могли идти, из строя выносили в тыл на шинелях, для чего выделялись здоровые бойцы. Раненых несли до ближайшей цепи ополченцев, где их перекладывали на носилки. Выносить раненых можно было только в моменты затишья, поскольку в бою не было положено отвлекать здоровых солдат.
Перед операцией в лазарете обязательно давали выпить спиртного. Но некоторые отказывались и это почиталось за особую доблесть.
Согласно рассказу, начальника штаба 1-й армии генерал-майора А.П. Ермолова во время контратаки на высоте Раевского он бросал в толпу солдат кресты. Даже Лев Толстой в романе «Война и мир» усомнился в этом факте, да и на самом деле выглядит он несколько неправдоподобным. Согласно же рапорту командующего армией генерала от инфантерии М.Б.Барклай де Толли, он выдал генералу Ермолову семь крестов для награждения особо отличившихся при штурме центральной высоты. Но так как Ермолов был ранен, то отдал кресты начальнику 24-й дивизии генералу Лихачеву, который вскоре попал в плен. В результате судьба наград неизвестна, но их никому точно не вручили.
Очень часто в кино показывают и литературе пишут, что войска идут в атаку с криком «Ура!». На самом же деле наступали молча, чтобы не сбивать дыхание, а «Ура!» кричали уже сблизившись, на последних шагах, переходя в штыковой атаку.
На следующий день после битвы, рано утром казачьи разъезды объезжали поле и обнаружили артиллерийский взвод Коробьина, у Семёновской деревни, точнее её развалин. Артиллеристам команды на отход не дали, и несмотря на то, что соседние части отступили, взвод позицию не покинул.
Интересно, что на панораме Ф.Рубо дома в деревне Семёновская есть и они ещё горят, а время действия — полдень. На самом же деле дома полностью разрушили ещё за день до битвы, чтобы горящие постройки не мешали проходить войскам. На месте деревни была сооружена артиллерийская батарея.
После боя не убрали телу убитых, которые так и остались гнить и служить пищей диким животным (а может и ставшим бездомными псам). На поле, по свидетельству очевидцев, осталось и немало раненых, которые питались сухарями, найденными в сумках убитых.
Когда после битвы ночью все поняли, что весь день ничего не ели, то в самом худшем положении оказались офицеры — их повозки были перед боем отправлены далеко в тыл. Рядовым повезло, потому что в ранцах у них должны были оставаться сухари, ибо за день перед боем их выдали с расчётом на шесть дней. Богаче всех были артиллеристы, поскольку в передках орудий и прочих повозках они возили и продукты.
Рекомендую также мою статью:
Интересные факты про русскую армию 1812 года
И не забывайте подписываться на мой канал, впереди много интересного.