Рабочий лист содержит основную теорию по теме и несколько разноплановых упражнений для закрепления. Можно использовать на уроках в 6 классе.
Теория
Теоретический материал представлен в виде схемы.
Упражнения для закрепления
Задание 1. Работаем переводчиками.
«Переведите» устаревшее слово на современный язык данные слова.
Перст - ________________, уста -_____________________ длань - ____________________________,
глаголет -________________________, льзя - _________________, чело - __________________, ланиты
_________________, лепота - _________________, сей- ______________ .
Упражнение 2. Дополняем сказку
1) Прочитайте предложенный ниже текст. Из раздела “Слова для справок” выберите и вставьте на месте пропусков те слова, которые соответствуют содержанию текста.
Жили – были старик со старухой. Попросил старик старуху испечь колобок. Но муки в _________________ не было. Что делать? Пошла старуха, по _______________________ поскребла, по _____________________________ помела и набрала муки. Замесила она тесто, испекла колобок и положила его остывать на окошко. Надоело колобку лежать. Соскочил он с окошка на _____________________, с ___________________________ на дорожку – и убежал…
Слова для справок: изба, сусек, амбар, завалинка.
2) Поработайте с Толковым словарём. Найдите в нём значения этих слов. Запишите их.
Изба — __________________________________________________________________________
Сусек —___________________________________________________________________________
Амбар — _________________________________________________________________________
Завалинка — _____________________________________________________________________
Упражнение 3. Работаем историками
Распределите данные слова по группам. В случае затруднения обращайтесь к Толковому словарю.
Длань, десни́ца, рамена́, вы́я, киби́тка, перст, сей, зерца́ло, зело́, харатья́, свете́ц, прика́зный, ба́рыня, подья́чий, подоро́жная, супоста́т, ассигна́ции, камерди́нер, да́веча, корне́т, коко́шник, черво́нный, осьмна́дцать, алты́н, холо́п, ветри́ло, городни́чий, па́губа, колхо́з, нэ́пман, да́бы, бе́глость, бурла́к, саже́нь, лучи́на, бере́мя, армя́к, кафта́н, бра́жник, полу́шка, чело́.
Историзмы / Архаизмы
Упражнение 4. Читаем классику
Прочитайте отрывки из стихотворения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Найдите толкования выделенных устаревших слов (воспользуйтесь Толковым словарём).
1) Опять я в деревне. Хожу на охоту,
Пишу мои вирши — живется легко.
___________________________________________________________________________________
2) Прощайте, ребята! Старайтесь найпаче
На Господа Бога во всем потрафлять…
У нас был Вавило, жил всех побогаче,
Да вздумал однажды на Бога роптать,—
С тех пор захудал, разорился Вавило…
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
3) … Кто ловит пиявок
На лаве, где матка колотит белье,
Кто нянчит сестренку, двухлетнюю Глашку,
Кто тащит на пожню ведерко кваску…
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
4) Готовую жатву подрежут серпами,
В снопы перевяжут, на ригу свезут,
Просушат, колотят-колотят цепами,
На мельнице смелют и хлеб испекут.
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Упражнение 5. Идём в ресторан
Прочитайте предложения и вставьте подходящие по смыслу слова. Какой неологизм мы употребляем, когда говорим:
- о булочке с сосиской, которая полита кетчупом, горчицей или майонезом сверху __________________;
- о жареном хрустящем картофеле, порезанном соломкой _________________________;
- о тонкой лепешке из теста, с запечёнными на ней мелко порезанными кусочками мяса, грибами, овощами _____________________;
- об американском кексе с начинкой _____________________ ;
- о японском блюде, которое готовят из риса с уксусной приправой и разных морепродуктов __________ ;
- о густом сладком соусе, который служит добавкой к десерту в качестве декоративного оформления и обогащения вкуса ___________________.
Упражнение 5. Составляем словарь
Выберите из списка слов подходящие к данным лексическим значениям. Поставьте ударения в словах (в случае затруднения воспользуйтесь Орфоэпическим словарём).
Лексическое значение / Слово
1.Образ человека, включающий в себя внешность, манеру поведения, общения.
2. Одна из форм интернет-общения, которая представляет собой веб-страницу, разделенную на темы, в каждой из которых пользователь может поместить свое сообщение или ответить на сообщение другого.
3. Оконные шторы из деревянных, металлических или пластмассовых узких пластинок.
4. Портативный персональный компьютер, обладающий программной и аппаратной совместимостью.
5. Присвоение чужого авторства.
6. Рекламная формула в виде броской, легко запоминающейся короткой фразы.
7. Посещение магазина с целью покупки.
8. Незапрашиваемая информация рекламного характера, рассылаемая адресатам по электронной почте.
Слова для справок: имидж, ноутбук, форум, шопинг, жалюзи, слоган, спам, плагиат.
Файл для распечатки, а также ответы к рабочему листу вы можете скачать здесь.
Другие идеи и материалы для ваших уроков на канале "Учительская мастерская" и в группе ВК.