С 2019 года маркетплейсы стали активно развиваться, продавцов поставляющих товар на площадки выходило в геометрической прогрессии и следовательно не все понимали или хотели понимать алгоритмы ранжирования товарных карточек, выгодные условия поставки или попадания в ту или иную категорию.
Параллельно росту продаж набирал темп и спрос на помощников в работе с маркетплейсами, а локдаун с ковидом дал толчок и начался настоящий бум.
Проблема в том, что из-за локдауна из всех щелей стали кричать про удаленку. И действительно, те кто в регионах остались без работы, имели уникальную возможность работать дистанционно и зарабатывать хорошие деньги.
Но как часто это бывает, везде есть перекос и начался тотальный демпинг, низкое качество, нарушение сроков. Конечно на этом фоне увеличилась токсичность. Кстати о последнем, токсичность есть ещё и потому что в торговлю на маркетплейсах идут те, кто раньше не вёл бизнес и не знает как устроен деловой мир, что нельзя тыкать, орать, звонить в 12 ночи. В общем думаю вы понимаете о чем мы.
Инфоцигане подсуетились и наложили курсов по быстрому заработку на маркетплейсах и выпустили "специалистов" умеющих публиковать карточки. Мамы в декрете (тут без обид) работающие 3-4 часа в день возомнили из себя квалифицированных менеджеров и стали наниматься на работу не учитывая, что компаниям нужны сотрудники вкладывающиеся в проекты, а не прыгающие от компьютера к подгузнику, супу и обратно.
Итак, что мы имеем в итоге?
Перегретый за год (2021) рынок, низкоквалифицированные сотрудники, тысячи резюме, с завышенными требованиями. Кто-то предлагает за свои услуги 5000 в месяц, кто-то 100000 и как разобраться в этой каше не ясно.
И тут мы должны ввести одно понятие. Должность определяет не учебник, Википедия или авторитетные лица, а задачи бизнеса.
Сегодня выпускники престижных вузов отдавшие образованию несколько лет приходят в компании и полностью перестраиваются так как теория и практика сильно отличаются. То же касается и маркетплейсов.
Для одной компании требуется только работа с карточками и оформлением поставки, для другой - аналитика, работа с дизайном и рекламой.
Наше агентство считает, что менеджер по маркетплейсам это проджект-менеджер. Управленец, который собирает команду, ставит задачи и контролирует процесс.
Умеет проводить декомпозицию любого процесса, разбирая его на составные, находит проблемные места и оптимизирует работу.
Например, во время расчета себестоимости торговли выяснилось, что стоимость логистики высокая из-за регулярных возвратов товара. Низкий процент выкупа может многое сказать и в частности о том, что что-то не так с упаковкой. В нашей практике мы столкнулись с интересным случаем. Отчет о стоимости логистики показал, что несколько позиций постоянно возвращают покупатели. Проанализировали эти товары (отзывы, описание, как был упакован товар). Выяснилось, что упаковка была в тонкий пакет в связи с чем на изделие попала влага на складе (скорее всего) и оно потеряло товарный вид. Покупатели получая его отказывались выкупать (площадка Wildberries). В отзывах несколько последних пользователей отметили, что изделие (кружево) имеет жёлтый цвет как от старости, изначально оно было белое. Благодаря этому анализу компания узнала о проблеме и устранила её. В магазине несколько тысяч товаров и уследить просто руками было почти нереально. И это обязанность менеджера.
Компании работающие по FBS могут отгружать товар и не замечать, что скорость доставки снизилась. Например, раньше покупатель получал товар за 2 дня, а теперь за 5. Соответственно продажи падают. А произошло это потому что Озон изменил условия работы для ПВЗ на который вы отвозите товар. Нужно мониторить этот вопрос и своевременно менять склад.
Wildberries насчитывает несуществующие расходы за хранение и логистику и выплачивает средства не в полном размере. Этот момент также нужно регулярно мониторить и сверять.
Задач много, а человек один. И хорошо если в вашей компании есть понимание того, что каждый должен заниматься своим делом и рекламу поручат настраивать не вам, а профильной должности. Но бывают компании с небольшим бюджетом и ищут себе многорукого волшебника. С последним вы будете сталкиваться часто или уже столкнулись. Значит вы должны чётко понимать, что вам самостоятельно нужно уметь управляться с графическими программами (хотя-бы на базовом уровне), чтобы исправить размер изображения, например.
Именно о поверхностных знаниях почти в каждой области касающейся торговли на маркетплейсах мы говорим на курсе для менеджеров по работе с маркетплейсами.