Найти в Дзене

Ошибки найма и адаптации персонала. Как повысить продажи без маркетинга?

В статье рассмотрены особенности найма и удержания нового персонала розничного магазина, но я уверена, что данный подход будет работать на любом предприятии. На момент, когда я приняла магазины в свое управление, результаты были отрицательные. Средний показатель по выполнению плана продаж составлял не более 80%, а текучка среди новых продавцов достигала почти 90%. В ходе анализа ситуации были выявлены следующие причины: ■ дедовщина и отсутствие поддержки от коллег внутри магазина; ■ отсутствие регламентированного введения в должность; ■ слабое обучение и разрозненность информации в отделах (бухгалтерия, склад и т.д.); ■ плохо проработанная система мотивации. Чтобы определить влияющие факторы, были проведены следующие виды работы: ■ подробный опрос увольняющихся с целью определить причины ухода и что могло бы их остановить; ■ привлечение к стажировке новичка в магазине HR-менеджера, в задачи которого входило наблюдение за процессом обучения и поведением администратора и нового сотрудни

В статье рассмотрены особенности найма и удержания нового персонала розничного магазина, но я уверена, что данный подход будет работать на любом предприятии.

На момент, когда я приняла магазины в свое управление, результаты были отрицательные. Средний показатель по выполнению плана продаж составлял не более 80%, а текучка среди новых продавцов достигала почти 90%.

В ходе анализа ситуации были выявлены следующие причины:

■ дедовщина и отсутствие поддержки от коллег внутри магазина;

■ отсутствие регламентированного введения в должность;

■ слабое обучение и разрозненность информации в отделах (бухгалтерия, склад и т.д.);

■ плохо проработанная система мотивации.

Чтобы определить влияющие факторы, были проведены следующие виды работы:

■ подробный опрос увольняющихся с целью определить причины ухода и что могло бы их остановить;

■ привлечение к стажировке новичка в магазине HR-менеджера, в задачи которого входило наблюдение за процессом обучения и поведением администратора и нового сотрудника;

■ просмотр данных с камер видеонаблюдения, позволяющих проследить процесс обучения сотрудника в магазине, прослушать разговоры работников и оценить их поведение;

■ анализ системы мотивации с описанием всех плюсов и минусов.

■ получение ото всех подразделений данных об алгоритмах взаимодействия с розничными точками.

При опросе увольняющихся сотрудников я столкнулась с тем, что они просто молчали или врали. Только после проведения нескольких опросов удалось выяснить факторы, повлиявшие на решение об уходе: «мне не дают продавать», «совершенную мной продажу оформили на другого сотрудника», «меня отказываются обучать», «я не знаю, как работать с кассой», «я боюсь допустить ошибку», «меня заставляют проводить ревизию самостоятельно, без помощи» и т.д.

Высокая текучесть персонала обусловила потребность в увеличении количества HR-менеджеров и штатном тренере. Это привело бы к росту годового бюджета на подбор и обучение сотрудников на 1,6 млн руб. в год.

Однако увеличение бюджета на новых сотрудников было невозможно, к тому же это не решило бы проблему текучести кадров, поэтому были поставлены следующие цели:

■ разработать систему адаптации персонала;

■ создать чек-листы обучения для продавцов и администраторов;

■ донести до текущего персонала важность адаптации новых сотрудников;

■ создать систему обучения нового персонала, которая включать описание тем и указание периодов обучения, методы тестирования полученных знаний, аттестацию по итогам работы;

■ разработать положение о работе магазина с описанием всех процедур и алгоритмов деятельности.

Первым делом была сформирована новая система приема на работу. Целью ее создания было уменьшение нагрузки отдела кадров по оформлению и увольнению нового персонала.

Далее была разработана система адаптации для продавцов и директоров магазинов. В ходе ее создания было сделано следующее:

■ составлены чек-листы на четыре дня обучения (рассматривалась деятельность магазина, склада, бухгалтерии и отдела кадров), подробно описывающие каждый день нового сотрудника, прохождение каждого блока обе стороны процесса обучения должны были зафиксировать подписями;

■ разработана система аттестации нового сотрудника, которая включала пул вопросов из чек-листа, тестирование знаний по технологии продаж и ассортименту;

■ установлена необходимость закрепления за новым сотрудником наставника на один месяц;

■ разработаны системы наставничества и материальной мотивации обучающих;

■ определены наставники и проведено их обучение.

Разработка новой системы адаптации заняла два месяца, а тестирование на практике — полгода.

Во время тестирования мы стали лучше понимать персонал, начал формироваться кадровый резерв, управление бизнес-процессами в рознице стало более простым и прозрачным. Вслед за системой обучения мы стали переписывать инструкции и приказы, чтобы устранить недопонимание.

При этом в ходе реализации проекта возникали некоторые сложности, которые затягивали процесс внедрения:

■ старый персонал не принимал новую систему работы;

■ сотрудники не понимали всех выгод и преимуществ нового похода.

Мы провели несколько обучающих мероприятий в группах и побеседовали с каждым администратором, выявили, что вызывает сомнения, и ответили на все вопросы. Уже через месяц система начала эффективно работать, новые сотрудники приживались и развивались, став частью большой команды профессионалов.

Для решения этой проблемы был написан стандарт розничного магазина, который охватывал все аспекты работы сотрудника. Стандарт включил в себя следующие разделы.

1. О компании.

2. Основные контакты.

3. Требования к внешнему виду.

4. Производители и бренды.

5. Стандарты поведения в торговом зале:

■ открытие и закрытие салона;

■ проверка помещений перед закрытием по окончании рабочего дня;

■ передача тетради с информацией по сменам;

■ обед, перерыв;

■ опоздания;

■ работа в 1С, работа с кассой, терминалом;

■ технология продаж;

■ обслуживание дисконтных карт, начисление бонусов и скидок;

■ кассовая дисциплина;

■ работа с клиентом и местонахождение в салоне;

■ безопасность и правила демонстрации украшений;

■ использование сотовых телефонов;

■ обработка телефонных обращений;

■ внутрикорпоративное общение;

■ просмотр корпоративной почты и составление ответов на письма;

■ ежедневный пересчет товара в салоне;

■ работа с новыми акциями;

■ постоянные акции салонов.

6. Правила работы с товарным остатком:

■ прием товаров;

■ оформление бирок;

■ работа с заводскими бирками;

■ работа с ярлыками;

■ проведение ревизии (инвентаризация);

■ возвраты и перемещения товаров.

7. Алгоритм действия в случае кражи / недостачи.

8. Отчетность салонов для склада, бухгалтерии, директора по продажам.

9. Перечень отчетов салона в 1С УПП.

10. Коды для списания подарков и начисления бонусов в 1С.

11. Программа лояльности для клиентов.

12. Правила работы с обменом металла.

13. Правила работы с заказами.

14. Система мотивации сотрудников.

15. Работа в сфере дистанционных продажам.

16. Чек-листы:

■ по технологии продаж (пять этапов);

■ стажировки продавца (четыре дня);

■ чек-лист «подиум»

■ вводный для проведения собеседования в магазине;

■ обучения администратора магазина (четыре дня)

■ для работы с клиентом по телефону;

■ чек-лист «уголок потребителя».

Поскольку магазины имели разные обороты, было принято решение разделить систему мотивации в соответствии с оборотами торговой точки.

Это было сделано для того, чтобы:

■ вывести зарплаты сотрудников на один конкурентоспособный уровень;

■ мотивировать работников переходить в другие точки без потери в зарплате;

■ повысить мотивацию для перехода с одного уровня продаж на другой за счет увеличения процента премии.

На текущий момент проект реализуется уже в течение двух лет, за это время он неоднократно дорабатывался и улучшался.

Я подготовила четырех наставников, которые стали обучать новых администраторов из разных регионов и принимать участие в открытии торговых точек. Через них прошли десятки администраторов, которые успешно работают и показывают высокие результаты по выполнению плана продаж и удержанию сотрудников.

За время реализации проекта были достигнуты следующие результаты:

■ текучесть среди новичков снизилась на 90%;

■ было обучено более 100 новых продавцов, причем в среднем они достигают показателя выполнения плана 90% уже на второй месяц работы;

■ продажи выросли на 12% за счет высокой эффективности сотрудников;

■ средний показатель выполнения плана в течение года составил более 100%;

■ компания сэкономила на втором HR-менеджере, которого не пришлось нанимать, 50 тыс. руб./мес., или 600 тыс. руб./год.

■ вместо организации собственного центра обучения для проработки технологии продаж и формирований знаний о продукте фирма заключили договор с другой компанией, которая профессионально занимается обучением через онлайн-платформу, что в конченом итоге привело к экономии более 1 млн руб./год.

После пандемии 2020 г. существенно изменился процесс подбора персонала. Мы стали чаще брать в штат не профильных продавцов, а людей с заводов (укладчиков, фасовщиков), и это привело к тому, что нужно было в сжатые сроки проводить более глубокое обучение. В этой связи стандарт работы магазина и новые системы адаптации и наставничества показали себя как очень эффективные инструменты быстрого введения в должность.

В следующих статьях я выложу готовые чек-листы для обучения и адаптации персонала.

#персонал #адаптация #адаптациянаработе #прием #наймперсонала #системаадаптации #обучение #продажи