Немного о истории подхода. Это молодой интегративный подход. КПТ 3 волны. Придуман Джефри Янгом. Он изначально был КПТшником, но со временем понял, что КПТ не всегда работает и нужно что-то еще. Как раз-таки про проблему: «я все понимаю, но все равно несчастен». Тут стоить отметь, что это крайне эффективная терапия, имеет научную доказанную базу. Низкий процент по сравнению с другими терапиями отваливающийхся клиентов. Схема-терапия ориентирована на работу с характером, это от различных патологий – расстройств личности, до акцентуаций. Как раз людям со сложным характером важно оставаться в терапии и работать над ним.
Психотерапия характера, тех его особенностей, которые причиняют людям боль, разрушают их отношения с другими и мешают им жить осмысленной, приносящей удовлетворение жизнью.
Входе терапии выявляются базовые убеждения, которые сформировались в детстве, когда базовые эмоциональные потребности не были удовлетворены. Через схему человек адаптируется к той действительности, которой он находился в детстве
В этом плане это очень похоже на гештальт. В гештальте все поведение рассматривается как хорошее и помогающее человеку. Проблема в том, что не все поведение уместно в конкретной ситуации. Например, если у ребенка была мать отвергающая – адаптивно принимать такое поведение. Ребенок без матери не выживет вообще, а тут хоть какая-то безопасность, но есть. Другое дело, когда ребенок вырос и продолжает строить отношения с людьми, которые к нему холодны и отвергают.
Схема-терапия – это интеграция КПТ, психодинамического подхода, эмоционально-фокусированной терапии, гештальт-подхода, транкзактного анализа.
В основе терапии лежит 4 концепци: базовые эмоциональные потребности, концепция ранних дезадаптивных схем, дезадаптивное копинговое поведение, концепция режимов.
1. Базовые эмоциональные потребности:
- Привязанность и безопасность, каждый нуждается в безопасном окружении, чтобы его любили и заботились
- Потребность в автономии, самостоятельности, каждый человек хочет чувствовать себя компетентным, успешным, способным достигать тех или иных целей
- Потребность в свободном выражении собственных эмоций и потребностей.
- Потребность в реалистичных границах и самоконтроле, то есть ребенок нуждается в том, чтобы ему родители показывали, что можно, что нельзя, что границы нужно соблюдать не только в отношении самого человека, но и в отношении окружающих людей.
- Потребность в спонтанности, игре, получении удовольствия
2. Ранние дезадаптивные схемы
Вот у нас есть эмоциональные потребности. Когда они не удовлетворяются, формируются ранние дезадаптивные схемы. Схемы – это базовые убеждения о самом себе. Схемы не всегда являются верными, но они сопровождают нас всю жизнь, и мы можем считать их истинными.
В схему входят: мысли, эмоции, телесные реакции и воспоминания.
Как вы думаете, всегда ли, когда нарушаются базовые потребности – формируется схема? Например, родители были холодны и отстранённые и не давали много любви. Нет. Тут во много завязано на темпераменте ребенка. Есть более чувствительные, есть менее. Например, у ребенка шизоидная база и если родители отвергают – то это закрепляется и во взрослом возрасте ребенок становится отстранённым. Или, например, ребенок, такой бойки, активный, то скорее всего он может спокойно пережить отстранённость и наладить коммуникацию с другими людьми, с сверстниками, например. Соответственно, исходя из особенностей темперамента, дети могут быть более подвержены к каким-то определенным схемам, либо менее подвержены.
Возможные грани темперамента
Стеснительный ↔ Общительный
Пассивный ↔ Агрессивный
Бесстрастный ↔ Эмоциональный
Тревожный ↔ Бесстрашный
Чувствительный ↔ Неуязвимый
Пример из практики: у меня была клиентка, которую называли родители жирной, когда ей было 10-13 лет, и что ей надо похудеть. Если бы она была пассивной и чувствительной, вероятно, она бы приняла это на свой счет и у нее развилась бы схема дефективности. Но она наоборот разозлилась в этот момент и посчитала, что это родители дураки и несут бред, кормят непонятно чем.
Также схемы могут ослабевать со временем естественно. Если брать, то же отвержение. Например, отец ушел из семьи рано. С такой ситуации развивается схема отвержения. Она может быть сглажена появлением отчима, отношением самой матери к ребенку, другими родственниками: бабушками/дедушками. То есть, у ребенка в данном случае достаточно фигур, которые бы проявляли любовь и заботу.
Всего 5 доменов и 18 схем в них. На каждую потребность свой домен.
1. Нарушение связи и отвержение
(Ожидание того, что потребности в безопасности, стабильности, заботе, сопереживании, обмене чувствами, принятии и уважении не буАут реализованы предсказуемым образом.
Как правило, поведение семьи в Детстве отстраненное, холодное, отвергающее, непредсказуемое или оскорбительное/ жестокое.)
1. Покинутость/Нестабильность
Воспринимаемая нестабильность или не надежность тех людей, от которых ожидаешь
поддержки и связи. Включает в себя ощущение, что значимые другие не смогут продолжать оказывать эмоциональную поддержку/помощь или фактическую защиту, потому что они эмоционально нестабильны и непредсказуемы (например, у них случаются вспышки гнева), они ненадежны или присутствуют рядом лишь эпизодически; потому что они неминуемо умрут; или потому, что они откажутся от меня ради кого-то получше.
2. Недоверие/Ожидание жестокого обращения
Ожидание того, что другие люди будут делать мне больно, оскорблять, унижать, обманывать, лгать, манипулировать или использовать меня в своих целях. Обычно подразумевается, что причиняемый другими вред является преднамеренным или же является следствием невнимательности/небрежности, которой нет оправданий. Может включать в себя ощущение, что отношения с людьми всегда заканчиваются обманом или что люди всегда стремятся достичь чего-то за твой счет.
3. Эмоциональная депривированность
Ожидание того, что желание нормальной эмоциональной поддержки не будет адекватно удовлетворено. Вот три основные формы депривации.
1. Лишение заботы: отсутствие внимания, привязанности, поддержки или общения.
2. Лишение сочувствие, отсутствие понимания, готовности выслушать, возможности рассказать о своих чувствах/переживаниях или разделить их с другими.
3. Лишение зашиты: отсутствие поддержки, направления или наставления со стороны других.
4. Дефективносrь/Стыдивость
Ощущение того, что человек является дефектным, плохим, нежеланным, неполноценным или неправильным в важных аспектах, или того, что он может быть отвергнут значимыми другими и что он недостоин их любви. Может включать в себя повышенную чувствительность к критике, отказам или обвинениям; низкую самооценку, сравнение себя с другими (не в свою польз у) и неловкость в присутствии других людей; чувство стыда в отношении своих воспринимаемых недостатков. Эти недостатки могут быть приватными (например, эгоизм, агрессивные импульсы, неприемлемые сексуальные желания) или публичными (например, непривлекательная внешность, социальная неловкость).
5. Социальная отчуждённость
Чувство, что человек изолирован от остального мира, отличается от окружающих или не является частью какой-либо группы или сообщества.
2. Нарушение автономии и эффективности
(Ожидания в отношении самого себя и окружающей среды, препятствующие воспринимаемой способности к сепарации, выживанию, независимому функционированию или успешности в какой-либо деятельности. Как правило, семья в детстве непоследовательная, подрывает самооценку ребенка, гиперопекающая, не поддерживает попытки ребенка достичь чего-то за пределами семейного круга.)
6. Зависимость/Беспомошность
Вера в то, что человек не в состоянии справиться со своими повседневными обязан ностями должным образом, без значительной помощи со стороны других (например, забота о себе, решение повседневных проблем, умение делать обоснованные выводы, справляться с новыми задачами, принимать правильные решения). Часто проявляется как беспомощность.
7. Уязвимость
Преувеличенный страх перед неизбежной катастрофой, которая может произойти в любой момент, а также страх невозможности ее предотвратить. Страхи сосредоточены на одной или нескольких темах:
а) медицинские катастрофы (например, сердечный приступ или СПИЛ);
б) эмоциональные катастрофы (например, боязнь сойти с ума);
в) внешние катастрофы (например, поломка лифта, нападение преступников, авиакатастрофы, землетрясения).
8. Запутанность/Неразвитая идентичность
Чрезмерная эмоциональная вовлеченность и близость с одним или несколькими значимыми другими (часто - с родителями) в ущерб индивидуализации и нормальному социальному развитию. Часто включает в себя убеждённостью в невозможности выжить или быть счастливым без постоянной поддержки. Возможно ощущение слияния с другими или нехватки личной идентичности. Часто присутствует ощущение пустоты и потерянности, отсутствия направления движения/развития; в крайних случаях возможны сомнения в целесообразности своего существования как такового.
9. Не успешность
Убеждённостью в неизбежности неудачи или провала, в своей полной неадекватности по сравнению со сверстниками (в учебе, карьере, спорте и т.д.). Часто включает в себя убеждениям в собственной глупости, неумелости, бездарности, неполноценности, низком статусе по сравнению с другими и т.д.
3. Нарушение границ
(Недостаточная развитость внутренних границ, ответственности перед окружающими или ориентации на долгосрочные цели. Приводит к возникновению проблем с уважительным отношением к правам других людей, способностью сотрудничать с ними, с выполнением принятых на себя обязательств или с постановкой и достижением личных целей. Как правило, семья в детстве характеризуется вседозволенностью, потаканием, нехваткой наставничества и поддержки со стороны родителей или же подавлением мнения ребенка за счет родительского авторитета вместо адекватной конфронтации, нехваткой дисциплины, взаимного сотрудничества и постановки целей. В некоторых случаях, ребенок, возможно, не сталкивался с необходимостью выходить за пределы своей зоны комфорта и справляться с умеренным дискомфортом или, возможно, не получал адекватного родительского надзора, направления или руководства.)
10. Особые права/величие (грандиозносrь)
Вера в то, что я лучше других людей; имею право на особые привилегии; не связан правилами взаимного сотрудничества, на которых строится нормальное социальное взаимодействие. Часто включает в себя убежденность в своем праве делать что угодно или иметь что угодно, независимо от того, реалистично ли это и считают ли окружающие это разумным; или преувеличенное внимание к вопросам превосходства (например, стремление попасть в круг самых успешных, знаменитых, богатых людей) в целях обретения власти или контроля (как правило, не ради получения внимания или одобрения). Иногда включает в себя чрезмерное стремление к соперничеству или к достижению превосходства над другими людьми: получение подтверждения своей силы, отстаивание своей точки зрения или стремление контролировать поведение окружающих, чтобы оно пребывало в соответствии с его собственными желаниями; отсутствие эмпатии или способности учитывать потребности и чувства других людей.
11. Недостаточность самоконтроля
Постоянные трудности в сфере самоконтроля или отказ обеспечивать достаточный уровень самоконтроля и толерантности к фрустрации для достижения своих личных целей или для сдерживания чрезмерных проявлений своих эмоций и импульсов. При более мягкой форме этой схемы, пациент придает слишком много значения избеганию Дискомфорта: боли, конфликтов, конфронтации, ответственности или перенапряжения, жертвуя при этом определенными сферами своей жизни, достижением личных целей или личностной целостностью.
4. Направленность на окружавших
(Чрезмерное сосредоточением на желаниях, чувствах и реакциях Других людей в ущерб собственным потребностям с целью заслужить любовь и одобрение, поддержать ощущение связи или избежать наказания. Обычно включает в себя подавление собственного гнева и личных предпочтений или же неспособность отдавать себе отчет в их наличии. Как правило, семья в Детстве практикует условное принятие: дети Должны подавлять важные аспекты своей личности, чтобы получить любовь, внимание, Одобрение. Во многих таких семьях эмоциональные потребности и желания родителей - или же социальные признание и статус - ценятся выше, чем уникальные потребности и чувства ребенка.)
12. Покорность
Чрезмерная передача контроля другим, к которой человек чувствует себя вынужденным прибегнуть во избежание гнева, наказания или отказа. две основные формы подчинения таковы.
1. Подчинение потребностей: подавление собственных предпочтений, решений, желаний.
2. Подчинение эмоции: подавление своих эмоций, особенно гнева.
Обычно включает в себя установку о том, что собственные желания, мнения и чувства не имеют права на существование или не имеют значения для окружающих. Часто проявляется в чрезмерной уступчивости в сочетании с обостренной реакцией на чувство "попадания в ловушку". Обычно приводит к нарастанию чувства гнева, что проявляется в симптомах дезадаптаии (например, пассивно-агрессивное повеление, неконтролируемые вспышки гнева, психосоматические симптомы, подавление аффекта импульсивные поступки, злоупотребление алкоголем или наркотиками).
13. Самопожертвование
Чрезмерная увлеченность Добровольным удовлетворением потребностей других людей за собственный счет. Наиболее распространенные причины: стремление избежать причинения боли другим людям, стремление избежать чувства вины за свой воспринимаемый эгоизм, стремление поддерживать связь с окружающими людьми, которые воспринимаются как нуждающиеся в заботе. Часто обусловлено обостренной чувствительностью к страданиям других людей. Иногда приводит к ощущению того, что собственные потребности не удовлетворяются должным образом, и что человек, о котором ты заботишься, пренебрегает тобой. (Пересекается с концепцией со зависимости.)
14. Поиск одобрении
Чрезмерный акцент на получении одобрения, признания или внимания от других людей, стремление соответствовать другим Людям в ущерб развитию стабильного и адекватного ощущения собственной идентичности. Самооценка зависит прежде всего от реакций окружающих, а не от собственных склонностей и предпочтений. Иногда включает в себя чрезмерную озабоченность статусом, внешним видом, социальным признанием, финансовой состоятельностью или достижениями как средствами получения одобрения, восхищения или внимания (как правило, не в целях обретения власти или контроля). Часто приводит к принятию серьезных жизненных решений, которые не соответствуют истинным желаниям и фактическим потребностям человека, либо к обостренной чувствительности к отказу/отвержению.
5. Чрезмерная ответственность жесткие стандарты
(Излишнее стремление к появлению своих спонтанных чувств, побуждений и выборов, к соблюдению жестких интернализированных правил и ожиданий в отношении успешности или этичности поведения; зачастую в ущерб счастью, самовыражению, отдыху, близким отношениям или Здоровью. Как правило, семья в Детстве излишне серьезная, требовательная, а иногда и наказывающая за промахи: успешность, выполнение обязанностей, перфекиионизм, соблюдение правил, сокрытие эмоций и предотвращение ошибок считаются более важными, чем удовольствие, радость и расслабление. Обычно присутствуют пессимизм и беспокойство о том, что все может пойти прахом, если хоть на миг утратить бдительность и осторожность.)
15. Негативизм/пессимизм
Навязчивое сосредоточение на отрицательных аспектах жизни (боль, смерть, потери, разочарования, конфликты, чувство вины, негодование, нерешенные проблемы, возможные ошибки, предательство, все то, что может пойти не так, и т.д.) при минимизации положительных, оптимистических аспектов или пренебрежении ими. Обычно включает в себя преувеличенное ожидание того - в широком диапазоне рабочих, финансовых или межличностных ситуаций, - что в конечном итоге все пойдет наперекосяк или что аспекты жизни, в которых сейчас все хорошо, в конечном счете потерпят крах. Обычно включает в себя чрезмерный страх допустить ошибки, кото рые могут привести к финансовому краху, потерям, унижению или попаданию в безвыходную ситуаuию. Вследствие преувеличения возможности отриuательного исхода, АЛЯ таких людей характерны хроническое беспокойство, чрезмерная бдительность, постоянные жалобы или нерешительность.
16. Подавление эмоций
Чрезмерное подавление спонтанных действий, чувств, возможностей общения, как правило, чтобы избежать неодобрения со стороны других людей, чувства стыда или утраты контроля над своими импульсами. Наиболее распространенные области ингибиции:
а) подавление гнева и агрессии;
б) подавление положительных импульсов (например, радости, привязанности, сексуального возбуждения, игривости);
в) трудности с проявлением собственной уязвимости или с возможностью свободно коммуникации о своих чувствах, потребностях и т.д.;
г) чрезмерный акцент на рациональности в ущерб эмоциям.
17. Жёсткие стандарты/придирчивость
Основополагающее убеждения в необходимости стремиться к очень высоким интернализированным стандартам поведения и успешности - как правило, чтобы избежать критики. Обычно приводит к ощущению постоянного давления. Человеку сложно снизить уровень требований по отношению к себе и другим. Эта схема включает в себя значительные нарушения в аспектах здоровья, самооценки, чувства выполненного долга, получения удовольствия, расслабления, построения полноценных отношений. Жесткие стандарты обычно проявляются как
а)перфекиноннзм, чрезмерное внимание к деталям или недооценка собственной успешности;
б) жёсткие, категоричные правил, а, или "долженствования", во многих областях жизни, включая нереалистично завышенные моральные, этические, культурные или религиозные предписания;
в) обеспокоенность вопросами времени и эффективности, стремление делать все больше и больше, постоянно достигать новых высот.
18. Пунитивность
убеждённость в том, что люди должны быть строго наказаны за свои ошибки. Подразумевает тенденцию к проявлению человеком гнева и нетерпимости по отношению к тем людям (включая самого себя), которые не соответствуют его ожиданиям или стандартам. Свои и чужие ошибки прощаются с трудом вследствие нежелания учитывать смягчающие обстоятельства, допускать человеческое несовершенство или сопереживать.
Схема состоит их мыслей, эмоций, телесных ощущений и воспоминаний.
Схема пронизывает всю жизнь человека.
Каждая схема влияет на то, как человек к себе относится, как он воспринимает себя, окружающих людей и выстраивание отношений.
Схемы зарождаются в детском и подростков возрасте, во взрослом либо укрепляются, либо ослабевают.
3. Дезадаптивные копинги
Копинги – это способы совладения с теми или иными трудностями. То, что в детстве помогало выживать, во взрослом возрасте может мешать.
1. Капитуляция – человек принимает свою схему за что-то истинное и ее постоянно подтверждает.
Схема отвержения: человек постоянно находит себе партнеров, которые его отвергают, холодно к нему относят, ненадежны в отношениях.
2. Избегание – избегание сильных эмоций, переживаний, уход от собственных мыслей. Например – зависимости. Пищевая, алкогольная, наркотическая, игры, соцсети, поиск сильных впечатлений.
Схема отвержения: человек избегает вступать в отношения, потому что там его могут отвергнуть, и он не хочет сталкиваться этой болью. Если же его все-таки отвергли, он опять же не сталкивается со своими чувствами, игнорирует их, например, заедает или уходит с головой в работу.
3. Гиперкомпенсация – когда человек начинает действовать противоположным образом.
Схема отвержения: человек первый бросает своего партнера
Схема недоверия к миру: первый нападает на людей, обманывает, предает, обижает
Схема недостаточного контроля: начинает сверхконтролировать свою жизнь
4. Концепция режимов
Режимы – это комбинация дезадаптивных схем и копинговых механизмов. Режимы – это такие психические эмоциональные состояния, в которые мы попадаем, когда действует определенный триггер, спусковой механизм.
Выделяют 4 основных групп режимов
1. группа режимов – детские режимы
Режим уязвимого ребенка – каждый из нас может грустить, переживать одиночество, беспокойство, тревогу.
Режим сердитого ребенка – когда мы испытываем злость, когда потребности наши нарушаются, несправедливость
Режим импульсивного ребенка – когда ожидаем, что наши потребности здесь и сейчас будут удовлетворены, в независимости от того, кто нас окружает, что нас окружает, каковы потребности других людей
Режим счастливого ребенка – получение удовольствия, наслаждения
2. группа режимов – родительские режимы
Критикующий режим и требовательный - Эти переживания связаны с тем, что человек недоволен самим собой, когда он критикует самого себя, когда он выставляет себе высокую планку, достоин наказания.
Эти режимы формируются взрослыми значимыми фигурами: родителями, учителями, тренерами. Сверстники также влияют на это. Перенос внешних критиков во внутрь. Раньше критиковало окружение, теперь человек критикует сам себя.
3 группа режимов – это копинговые режимы.
Капитулянт, избегающий и контратакующий.
4. группа – здоровый взрослый.
Может успокоить себя, адекватно выразить свои чувства, эмоции, потребности. Принимает взвешенные и обоснованные решения, ладит с людьми, может удовлетворить все свои базовые потребности.
Как работает схема-терапия
Первое, что делается входе схема-терапии – выявление базовых потребностей, которые у человека недостаточно удовлетворялись в детском возрасте, через какие копини он адаптируется. Это можно сделать как через выявление убеждений о себе, о мире, о людях, так и в погружение в чувственную часть, в воспоминания. Ну и собственно, наблюдение за тем, как человек здесь и сейчас ведет себя. Это различные техники работы с воображением, ролевые игры.
Второе – это собственно сама терапия, когда идет работа над доступом к здоровым режимам. Это здоровый взрослый и счастливый ребенок. Тут огромную роль играет именно отношения с терапевтом. Там в книге, если заинтересует, можете прочитать какие стратегии поведения с какими схемами нужны. Суть в том, что в ходе терапевтических отношений у человека закрываются его базовые потребности. Если у человека схема отверженности – терапевт принимающий, не отвергающий, прощающий. Если это схема недостаточного контроля, то терапевт выполняет функцию строгого родителя, создает дискомфорт клиенту, в котором клиент обучается дисциплине. Потом человек постепенно это переносит в жизнь и учиться самостоятельно закрывать свои потребности.
И тут момент такой, что схемы терапевта могу быть несовместимы со схемами клиента. На примере нарциссического клиента. У него в базе схема эмоциональной депривации и гиперкоменсирует эту схему через схему привелегированности. А у терапевта схема покорности. Соответственно клиент будет очень требовательный к терапевту, а у терапевта возникнут сложности с границами. Если терапевт не осознает этого, то терапия не будет эффективной и даже будет вредить пациенту. Или например жесткие стандарты у клиента и дефективность у терапевта. Клиент начнет отыгрываться не терапевте, критиковать его, обесценивать, а терапевт если не отследит это, рискует впасть в режим уязвимого ребенка и начать мяться.