Найти тему
Записки звукача

Вам в партер или в ложу?

"Люди! АУ! Товарищи!" - так кричал герой из фильма Карнавальная ночь. Старшее поколение точно его смотрело и не раз. Мое поколение - не все. Младшее - не знаю, видело ли этот прекрасный добрый новогодний фильм. Но довелось мне поработать в том самом зале, где его снимали. Это "Дворец на Яузе" в Москве.

Дворец на Яузе. Москва
Дворец на Яузе. Москва

Прекрасный уютный небольшой зал на 800 мест. На первый взгляд и не скажешь, но он очень вместительный. Приехал я туда с театром. Было у нас два спектакля, и решил я в перерыве, пока никого нет, пройтись по фойе и лестницам. Посмотреть на то, что же видит зритель входя в зал. Это может быть удивительно, но есть залы где я был неоднократно, но ни разу не выходил в фойе. И это всегда очень интересно - исследовать новые места. Особенно, когда там обычно много людей, но в какой-то момент становится пусто. Этот момент ожидания и передышки удивительно тонок и прекрасен.

Буфет и пустые столики в ожидании зрителя
Буфет и пустые столики в ожидании зрителя

Так вот, гуляя по Дворцу культуры, я понял, что про сцену-то я вам рассказал. Если не читали, статья тут. А вот про зрительный зал - нет. А ведь там тоже полно терминов, в которых может запутаться зритель. Поэтому - исправляемся, и чтобы вы больше не путались в театре и четко понимали куда идти - вот вам небольшой гайд по зрительному залу. С фотками прекрасного Дворца на Яузе.

Итак, вы счастливый обладатель заветного билета на вожделенное представление, а там написано "Бельэтаж, ряд 1, место 12,13". Если с рядом и местом все так же как и в привычном зале кино, то с бельэтажем - проблема.

- Эти театралы все время выпендриваются, не поймешь их, то у них "аванс" - не зарплата, а часть сцены. Теперь еще "бельэтаж" какой-то!

Не волнуйтесь, сейчас все расскажу.

Начнем от входа. Вы приехали на такси с прекрасной дамой и проходите через главный вход, пропуская ее вперед через красивые двери. Если мой читатель и есть дама, то вас привозит на такси ваш кавалер и, открыв вам дверь, пропускает внутрь. Вы попадаете в фойе. В простонародии - холл. Вас встречают билетеры, которые могут подсказать вам где гардероб.

Гардероб ожидает наплыва шуб и пальто.
Гардероб ожидает наплыва шуб и пальто.

Устремляетесь туда, сдаете свои пальто, манто, жабо и прочие соболии шушуны, и идете к входу в зал. Там в фойе зрительного зала уйма дверей, или не уйма, над которым надписи, или они с боку, тут все зависит от конкретного зала.

И вот, звенит первый звонок, открываются двери в зал. Вы неторопясь с важным видом ищите свое место. До начала еще два звонка, успеем.

Партер. Часть зрительного зала, расположенная в основной части зала. С ровным полом или небольшим подъемом. Это основные места в зале. Если хотите с комфортом смотреть спектакль - берите места близко к центру, но не очень близко к сцене. Как правило это ряд десятый. Там полностью раскрывается сцена, вы видите ее целиком. Вам видны все артисты, свет, декорации, самый комфортный звук. В общем - как в телевизоре. Путь Буратино "1й ряд, 1е место"... Не надо быть Буратинами.

Партер. Кресла накрыты от пыли. Перед спектаклем.
Партер. Кресла накрыты от пыли. Перед спектаклем.

Но, мы помним надпись на вашем билете... Можно, конечно, подойти к билетерам и спросить, но хочется сохранить лицо заядлого театрала и произвести впечатление, поэтому ищем сами этот "Бельэтаж, ряд 1, место 12,13".

За партером в зале находится амфитеатр. Это места с ярко выраженным подъемом.

-5
поближе
поближе

"Может нам сюда?" - С надеждой спрашивает ваша спутница(к). И показывает рукой на небольшие балкончики по краям зала. Они почти на уровне сцены и там как будто бы несколько небольших лож. Присматриваемся к надписи на двери...

-7

Потом на билет, А там - "Бельэтаж, ряд 1, место 12,13". На "б", но снова не то.

-8

А вид там неплохой. Хоть и немного сбоку. Впереди сидящие люди не сильно загораживают сцену. А если спектакль оказался скучноват, всегда можно немного с высоты посмотреть кто чем в партере занимается. Кто-то разворачивает конфетку, кто-то жареную картошку из дома принес (это жесть, но и такое бывает). Кто-то поймал ваш взгляд и понимающе кивнул...

-9

Но вот, звонит второй звонок. Теперь не до смеха. Скоро начнется. Выбегаем в фойе. И видим заветную надпись... Буфет. И... Бельэтаж.

-10

Не во всех залах буфет на втором этаже. Так что, это частный случай. А все персонажи вымышлены и сходства с реальными людьми - просто совпадения.

Входим на бельэтаж. "Да это же балкон!" - скажут люди. Но не совсем. Балкон - самый верхний ярус. Первый "балкон" это бельэтаж. Потом идут ярусы и купоны. Это все последующие балконы, кроме последнего. Иногда в залах бывает по 2-3 яруса, плюс бельэтаж, плюс балкон.

-11

В этом зале только бельэтаж и балкон - он же первый ярус. Ярусами называют боковые части, а центральная это купон.В купоне часто располагаются, помимо зрителей, и технические службы: звук, свет, видео. В старых залах по центру часто располагалась императорская ложа. От туда лучше всего видно спектакль целиком.

Последнии ряды ксамого верхнего яруса, называются "галеркой". "Эй, на галерке! Вам слышно?" - Такую фразу часто можно услышать в театре. В отличие от кинотеатров, где галерка - места для поцелуев, в театре - это самые дешевые места в основной части зала.

Нашим героям повезло, они нашли места, и как только сели, прозвенел третий звонок. Они отключили свои мобильники, чтобы не мешать артистам работать, а зрителю не портить впечатление. и через несколько мгновений заиграла музыка и началась магия театра.

Первый акт завершился и наша пара решила прогуляться по залу еще немного, но сначала они заглянули в буфет... А потом пошли гулять по красивому фойе.

-12

Зайдя обратно в зал и немного раздосадовавшись тому, что не шиканули, наши герои решили посмотреть на литерные ложи. Как правило это ложи "А" и "Б". Они обычно близко к сцене, с краю зала. Имеют отдельные входы. Там обычно сидят те, кто не смотрит спектакль, а решает какие-то важные вопросы и свои дела. Или, например, режиссер, который смотрит премьеру со стороны. Или какой-то приглашенный гость, которого решили уважить и посадить в эту ложу.

-13

Над этими ложами располагаются световые ложи. Это специальный ложи, где стоят световые приборы или "пушки" для высвечивания каких-то определенных актеров или событий.

Но, тут раздается звонок. Зритель рассаживается по своим местам, гаснет свет и чудеса продолжаются.А наши герои больше никогда не потеряются в зрительном зале, потому что теперь все эти хитрые словечки вроде "бенуара" и "купона" с "бельэтажем" им известны.

Как всегда, несите в партер лайки, скидывайте комменты с галерки и подписывайтесь на наш репертуар!

- Опять?!

- Репертуар - все спектакли или концерты проходящие в каком-либо зале.

Спасибо, что были с нами. Заходите еще!