Найти тему

ПОСЛАНИЕ ИАКОВА (ч.14): СЛУШАТЬ СЛОВО С КРОТОСТЬЮ

Повторяющееся выражение «слово истины» связывает этот раздел гл. 1 книги Иакова с предыдущим. Ранее об этом «слове» было сказано, что через него Бог нас родил, чтобы мы могли стать Его детьми. Если это слово способно на такое, то нам следует внимать ему с соответствующим отношением и откликаться на него. Его следует слушать с кротостью; его следует исполнять, руководствуясь им в своей жизни для совершения добрых дел, непорочности и самообладания. Христиане должны постоянно позволять Божьему слову действовать в их жизни (1 Фес. 2:13).

«Итак, братья мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правду Божию. Поэтому, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души» (Иак. 1:19–21).

Стих 19. Мы должны (ввиду силы этого слова) быть скорыми на слышание его: гореть желанием услышать Божье послание. Многие охотно слушают слово о крещении, но не учение о воздержании, добрых делах, поклонении Богу или других подобных частях доктрины Христа. Вкусив «доброго слова Божьего», христиане должны ещё больше стремиться к тому, чтобы жить в соответствии с ним. С другой стороны, они должны быть медленными на гнев. Иными словами, «не спешить опровергать или выказывать недовольство учением слова». Когда евреи в Антиохии услышали проповедь Павла, они исполнились зависти и, противореча, злословили его (Деян. 13:45). Даже некоторые ученики разгневались на Павла и стали его противниками за то, что он сказал им истину об учении Христа (Гал. 4:16). «Медлен на гнев» означает «не спешить гневаться на учение слова и воздерживаться от гнева против Бога». В Библии рассказывается об одном царе, который пришёл в такую ярость, когда ему прочитали о Божьей воле, что велел вырвать эту страницу из Писаний и сжечь (Иер. 36).

Стих 20. В гневе человек не может угодить Богу; в таком состоянии он не может совершать дела приятные Богу. Лишь смиренные духом могут войти в Его царство. Те же, кто в гневе отвергают открытое в слове руководство Божьего Духа о том, как им следует жить и служить, пусть даже не надеются угодить Богу.

Гневающийся на Бога вряд ли сможет поступать так, как того желает от него Бог. Автор противопоставляет творить правду и совершать грех (см. 2:9, «грех делаете»). Не следует путать понятие правды или праведности в этом отрывке с особой трактовкой Павла (Рим. 1:17, 21), который говорит о праведности, приобретаемой не нашими усилиями, а благодаря крови Христа, то есть, оправдании. Скорее это слово употреблено здесь в более общем значении, в котором оно также встречается и в трудах Павла (2 Кор. 6:14; 1 Тим. 6:11; 2 Тим. 2:22; Рим. 14:17; Еф. 5:9), и в других отрывках (Мф. 6:1; 2 Пет. 2:21; 1 Ин. 2:29), в контексте добрых дел, угодных Богу, то есть «делая доброе в очах Бога». Это слово (если мы не будем брать упомянутую выше особую трактовку Павла) практически всегда в Новом Завете означает богоугодное поведение и поступки человека. Говоря иначе, это добродетельная непорочная жизнь. Именно в этом значении оно всегда используется в книге Матфея. Так, Иисус крестился «чтобы исполнить всякую правду» (Мф. 3:15), что, вероятно, означает, исполнить свои обязательства перед Богом. Примечательно, что Иаков говорит о том, что человеческий гнев не может совершать подобные дела. Иаков помещает совершение добрых дел в категорию божественного воздействия на людей. Таким образом, перед нами нечто вроде промежуточной концепции между трактовкой Павла и обычной.

В следующем стихе Иаков подразумевает, что первопричиной человеческого гнева (в том числе и христиан) против учения слова является существование в их жизни греха, который они не желают исправить. Эти грехи имеют ту же природу, как и те, которые он перечисляет. На протяжении всего настоящего послания Иаков упоминает различные грехи, в которых были повинны его читатели.

Стих 21. Глагол, переведённый как «отложив», является обычным словом, которым называли действие снятия одежды (Деян. 7:58). Однако часто его использовали (как и здесь) в переносном значении, например, в Рим. 13:12; Кол. 3:8; 1 Пет. 2:1.

В этическом смысле слово «нечистота» означает «безнравственность», «грубость», а также у некоторых авторов «алчность или стяжательство». В более общем смысле оно, вероятно, является синонимом злобы. Определение «всякая» означает «в каждом случае», «во всех проявлениях» или, возможно, «какой бы она ни была». Для этого необходимо, как минимум, полное подчинение Божьей воле. Эта воля в том, чтобы мы стремились как можно скорее очистить нашу жизнь от всякого греха и сделали это с Божьей помощью. Мы не должны стремиться к удовлетворению похотей плоти (Рим. 13:14). Наши грехи должны быть грехами, совершёнными неумышленно, по ошибке или по слабости плоти. Искреннее покаяние подразумевает наше стремление жить праведно, удаляясь от всякого греха. Поступая таким образом, мы совершим святыню (2 Кор. 7:1). Без этого мы не сможем увидеть Бога (Евр. 12:14). Слово, переведённое как остаток, означает «излишек». Иначе говоря, зло не является обычным делом, оно лишнее.

Глагол «примите» означает «получите» или даже «отнеситесь с одобрением» (см. 1 Кор. 2:14; 2 Кор. 8:17; 2 Фес. 2:10). О понятии получения учения также читайте в Лк. 8:13; Деян. 8:14; 11:1; 17:11; 1 Фес. 1:6; 2:13. Многих людей просто невозможно научить. Многие хотят слышать лишь то, что совпадает с их убеждениями. Некоторые люди даже отвергают новый взгляд на старые истины. Обратите внимание на то, что Иаков говорит о том, что даже некоторые учителя бывают слишком непримиримы и нетерпимы (Иак. 3:17).

В Ветхом Завете сказано, что кротость станет отличительным знаком будущего царства Мессии: Пс. 24:9; 33:3; 36:11; 75:9; 146:6; 149:4. Это слово выражает этическое понятие, противопоставляемое гневу и означающее «отсутствие возмущения», «смирение в страдании». Здесь оно также противопоставлено «гневу» и «злобе» из предыдущих стихов и указывает на то, что Божье слово следует принимать в смирении и покорно. Понятие кротости является ключевым в учении Нового Завета. Иисус называл Себя кротким (Мф. 11:29; см. также Мф. 5:4; Кол. 3:12; Еф. 4:2; 2 Кор. 10:1; Гал. 5:23; 2 Фес. 3:5).

Фразу, переведённую в Синодальной Библии как «насаждаемое слово», переводят и трактуют по-разному. Так, Моффатт предлагает вариант «слово, которое укореняется внутри вас». Гудспид — «слово, насаждаемое в ваших сердцах» (срав. «учение Божие, насаждаемое в сердца ваши»; Современный Перевод). Эта фраза может означать что-то, что, будучи иной природы или происхождения, когда поглощается, то пускает корни и врастает в человека. Возможно, в этом контексте она используется как указание на будущий результат: прежде чем это слово укоренится или врастёт, необходимо принять его должным образом. Таким образом, этот стих призывает: «Примите с кротостью слово, которое укоренившись, может спасти ваши души». Библия не учит, что мы появляемся на свет с врождённым в нас Божьим словом, если, конечно, не брать во внимание нашу совесть, которую можно рассматривать как некую печать Божьей истины. Правильнее будет считать, что истина проникает, внедряется в наши сердца и сознание. Эту фразу также можно трактовать как характеризующую само слово, «чья суть и предназначение в том, чтобы укореняться в наших сердцах» (срав. Мф. 13:21).

Божье слово имеет силу спасти всех, как святых, так и грешных (срав. Рим. 1:16; Ин. 5:24; Лк. 1:37; 2 Тим. 2:9). Поскольку эти стихи адресованы тем, кто уже родились заново как Божьи дети, вероятно, речь идёт о будущем спасении, высшем спасении, которое стало возможно благодаря Христу (1 Фес. 5:23; 1 Пет. 1:5). Некоторые комментаторы считают использованное здесь слово «души» гебраизмом, то есть характерным для еврейской литературы употреблением его в значении всего человека, словно Иаков говорит: «оно может спасти вас» (срав. Мф. 11:29; 26:28; 3 Ин. 2; Откр. 18:14). Однако не исключено, что Иаков использует его в более богословском смысле души как средоточия жизни, которая выходит за границы земного существования (срав. Мф. 10:18; 16:26).

#иаков #послание иакова #библия #новыйзавет #толкованиебиблии #изучениебиблии #библияонлайн #священноеписание #священныеписания #толкованиеновогозавета