Найти тему
Исследование Писания

ПОСЛАНИЕ ИАКОВА (ч.13): ИСТИННАЯ ПРИРОДА БОЖЬИХ ДАЯНИЙ

«Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше от Отца светил, у Которого нет ни изменения, ни тени перемены. Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть неким начатком Его созданий» (Иак. 1:17, 18).

Стих 17. Иаков использует два разных слова с значением «дар». В первом случае (даяние) речь идёт об «акте даяния» как таковом (как в Фил. 4:15, где он противопоставляется акту «получения»), а во втором — о результате даяния, то есть самом «даре» (Рим. 5:16). Прилагательное «добрый», вероятно, означает «полезный» или «приносящий пользу», как в Еф. 4:29; тогда как «совершенный» означает «соответствующий своему предназначению», «полный», то есть без изъяна. Таким образом, Иаков подчёркивает, что «всякий полезный акт даяния» и все безупречные или полные блага исходят от Бога.

Исходя из контекста, когда Иаков делает акцент на «всяком» добром и совершенном даре от Бога, он имеет в виду, что Бог является высшим и конечным даятелем этих даров, и что Его дары не могут быть иными, как только благими. Это означает, что некоторые вещи, которые даёт Бог, могут лишь казаться недобрыми (в силу ограниченности человеческой мудрости). Однако то, что является однозначно злом (как соблазн ко греху) не может исходить от Него. Всё доброе, что мы имеем, стало возможным исключительно благодаря Божьей любви к людям.

Слово «свыше» означает небеса, место обитания Бога (Деян. 14:17; Ин. 19:11; 3:31). Бог — творец неба и земли, и потому является Отцом всех небесных светил: солнца, луны, звёзд. Однако это выражение имеет двойной смысл. Эти светила символизируют духовный свет, как в Ин. 1:4, 5; 8:12; 9:5. Бог является источником всякого света: как физического, так и духовного. Обратите внимание, что в следующем стихе говорится о благословении слова, как примере Божьей милости и благодати, благодаря которому нам дана честь стать Его детьми. О том, что Бог создал светила можно прочитать в следующих отрывках: Быт. 1:14; Иер. 4:23; 31:35; Пс. 135:7, помимо других еврейских писаний.

Слово, переведённое как «изменение», является довольно редким и использовалось в контексте астрономических явлений. Вероятно, здесь имеется в виду восход и заход солнца (как нам кажется) или изменения фаз луны, или нестабильность малых светил. Хотя Бог — Отец или создатель этих светил, Его природа как даятеля добрых даров неизменна. Его дары всегда благие, безупречные и обильные. Они не прекращаются даже несмотря на то, что мы непостоянны. И в отношении мудрости (1:5), и духовного просвещения, и физических благословений Он является последовательным и постоянным даятелем. В следующем стихе эта мысль получит дальнейшее развитие.

В большинстве современных изданий следующая фраза звучит буквально как «нет ни изменения и ни тени перемены». В разных манускриптах она представлена по-разному. Основное различие сводится к словам «изменение» или «меняющаяся тень» (два понятия, как в нашем тексте) и «изменение, заключающееся в перемене тени» (одно понятие, как в примечании к тексту). О том, что эти различия действительно существуют, свидетельствуют попытки переписчиков прояснить смысл выражения, которое им казалось загадочным. Однако какой бы вариант прочтения мы ни взяли, смысл сказанного Иаковом остаётся один и тот же: Бог создал светила, которые постоянно изменяются; однако Сам Бог, Отец этих светил, не такой, как Его творения. Его свет — постоянен и неизменен. Бог настолько последователен в даянии добра, что просто не может быть источником греховных искушений.

Стих 18. Иаков завершает мысль, начатую в ст. 12: наше участие в новом рождении и честь быть Божьими детьми являются примером милостивых даров Бога в противовес мнению, что Бог является источником искушений и смерти.

Слово, переведённое как «восхотел» («Сам по Своей воле»; Международное Библейское Общество, «решил сделать»; Современный Перевод), подчёркивает, что наше спасение является следствием доброй воли Бога, Его желанием и милостивым даром. Только Его желанию, доброте, любви и состраданию мы обязаны своим спасением. Это было Его решение, к которому Его никто не принуждал. Это утверждение находится в полной гармонии с библейским учением о том, что спасение — это дар, который мы ничем не заслужили, и который проистекает исключительно из Божьей любви.

Подобно тому, как грех порождает смерть (ст. 15), так Бог, наш Отец, родил нас как Своих детей. Местоимение «нас» подразумевает не людей в целом, а христиан. Христиане рождены по воле Бога (Ин. 1:13). В Новом Завете есть много мест, где говорится о втором рождении душ, умерших в грехах и преступлениях, которые приняли евангелие: 1 Пет. 1:3, 23; 1 Ин. 2:29; 3:19; 4:7; 5:1; 1 Кор. 4:15; Ин. 3:5. Форма аориста этого глагола (разовое действие в прошлом) подразумевает конкретное событие в наших жизнях: наше обращение, завершившееся нашим крещением в новую жизнь (Рим. 6:4; Ин. 3:5). Попытки некоторых комментаторов увязать эти слова с актом творения малоубедительны. Слово истины, посредством которого Бог «родил нас», это не фраза «Сотворим человека», но благая весть Иисуса Христа. Обратите внимание на постоянное использование этого слова истины, которое мы должны принимать со смирением (ст. 19–27). Называя христиан начатком (человек не был начатком или первым творением, когда Бог создавал мир), Иаков подчёркивает, что говорит о «спасении наших душ через насаждаемое слово» (ст. 21), то есть новом рождении.

Это слово или послание содержит Божью истину (сравните другие отрывки с этими понятиями: Кол. 1:5: «истинное слово благовествования»; Деян. 13:26: «слово спасения»; 2 Тим. 2:15: «верно преподающим слово истины»). Как и в упомянутых отрывках, «слово истины» здесь — это благая весть как Божье откровение, приняв которое мир может заново родиться во Христе. Также смотрите 1 Пет. 1:23 и 1 Кор. 4:15. Писание учит, что новое рождение неотъемлемо от проповеди слова и повиновения этому слову (Мф. 28:19, 20; Деян. 2:38; 22:16; 1 Пет. 3:21; Мк. 16:16). Концепция прямого воздействия Духа каким-то таинственным образом независимо от слова истины не является библейской. Уверенность в «спасении», исходящая из своих субъективных ощущений без повиновения Божьему слову, не имеет ничего общего с заверением о спасении, которое даёт Новый Завет (1 Ин. 2:3).

Прилагательное «некий» не означает «буквальный начаток» в ветхозаветном понимании. Начатком называли первую часть урожая или приплода (домашних животных), которая принадлежала Богу и посвящалась Ему, прежде чем приступить к использованию остальной. Это была лучшая часть, и принесённая Богу она служила залогом будущего урожая. Это предписание закона можно найти во Втор. 18:4; Чис. 18:12; Исх. 13:11–16 (о первородном). Так назывался и Израиль (Иер. 2:3). Еврейский автор Филон называл Израиль начатком всего рода человеческого. В нашем стихе говорится о том, что, поскольку христиане, представляющие часть человеческой расы, были призваны или собраны, они служат залогом того, что не только большая часть израильтян, но и всех народов мира, войдёт в церковь (Деян. 15:16–18). Здесь также можно говорить о залоге святости или освящения. Ещё раз напомним, что Богу посвящали не просто первую, но лучшую, отборную часть нового урожая или приплода. Об этом также можно прочитать в таких отрывках Нового Завета как: 1 Кор. 15:20, 23; Рим. 16:5; 1 Кор. 16:15; 2 Фес. 2:13; Рим. 8:23; и Откр. 14:4 (где, как и в нашем стихе в книге Иакова, сделан акцент не столько на временном, сколько на качественном аспекте). Похожую мысль можно найти в комментариях к Оресту Еврипида, 96: «начаток означает не просто первое по порядку, но первое в плане почёта (или ценности)». Слово «перворождённый» или «первенец» является близким по смыслу, что можно увидеть на примере Евр. 12:23, где так названы христиане. Хотя созданий может быть много и разных, включая животных (1 Тим. 4:4), обычно это слово используется в контексте человечества (как в Кол. 1:23). Поэтому здесь это слово, вероятно, означает «человеческие существа». В глазах Иакова христиане являются начатком или первенцами грядущего множества людей.

#новыйзавет #толкованиебиблии #изучениебиблии #библияонлайн #священноеписание #священныеписания #толкованиеновогозавета #библиянакаждыйдень #читатьбиблию #читаембиблиювместе