Добрый день, мои дорогие. Сегодня хочу поговорить с вами об эпитафиях. Я стала их коллекционировать примерно тогда же, когда завела этот блог. Очень любопытное занятие оказалось.
Само слово ЭПИТАФИЯ произошло от греческого επιταφιος, что переводится как «надгрoбный».
Есть два значения слова Эпитафия.
1. Эпитафия – это речь, составленная по поводу чьей-то смeрти, иногда в стихах.
2. Эпитафия – собственно, надгрoбная надпись, высеченная на памятнике.
Предлагаю вам взглянуть на уникальный памятник – надгрoбие маленького князя Николино Волконского (1826-1828), сына декабриста Сергея Волконского и Марии Волконской, в девичестве Раевской.
Как известно, после восстания декабристов Волконский был сослан в Сибирь. Мария уехала к мужу. Маленького сына Николая она оставила на воспитание бабушке и дедушке. Мальчику было хорошо, о нем заботились, его любили. Но в два годика он заболeл и умeр. Медицина оказалась бессильна.
Маленького князя похоронили на Лазаревском кладбище Санкт-Петербурга и поставили над его мoгилкой простой гранитный саркoфаг прямоугольной формы. Некоторое время спустя на надгробии была высечена надпись. Но какая!
В сиянье, в радостном покое,
У трона вечного Творца,
С улыбкой он глядит в изгнание земное,
Благословляет мать и молит за отца.
И написал эти строки не кто иной, как сам Александр Сергеевич Пушкин!
Пушкин сложил обычные, казалось бы, слова в удивительно изящную и многозначную форму стихотворной эпитафии. Надпись говорит нам, что младенец теперь в лучшем мире, ему хорошо, за ним присматривает сам Господь. Ребенок ни на кого не обижается, никого не винит, но любит мать, как и прежде, и будет теперь вечным молитвенником за отца у престола Господня. И его молитва обязательно исполнится – разве ангелы не на утешение нам посланы?
Генерал Раевский — отец Марии и дед Николино — был просто потрясен. Он тут же написал дочери письмо, где привел эти лаконичные строки, и Мария плакала, бесконечно перечитывая их. Конечно, она скорбела по сыну, но при этом наверняка ощущала, что великий поэт разделил ее горе и постарался утешить ее, утишить боль утраты, заменить ее на благодарность и надежду.
Мoгила мальчика, к сожалению, к началу XX века была утеряна, надгрoбный камень отыскался в земле некрополя чисто случайно, спустя много лет. Его выкопали и установили весьма приблизительно, и сейчас надгробие можно увидеть в экспозиции некрoполя XVIII века в Александро-Невской лавре.
Что же касается эпитафии, то тут мы имеем случай два-в-одном: это и стихотворение, написанное по случаю смeрти, и надпись, выбитая на надгробном памятнике. Можно еще добавить, что при жизни А.С. Пушкина она не публиковалась, а после его смерти вошла в собрание сочинений под названием «Эпитафия младенцу».
PS Вариант этой эпитафии я недавно встретила на Смоленском православном кладбище СПб в несколько переиначенном виде, на надгрoбии вполне себе взрослого человека. И сразу ощущение уже другое...