1) Есть “правильная” мотивация
Ну, не совсем, конечно. Любая мотивация правильная, пока работает и закон не нарушает. Но есть “та самая”, “волшебная таблетка”, “священный грааль”, “вечный двигатель”… Если давно читаешь Хронологию, то уже догадываешься: речь про внутреннюю мотивацию. Она, как внутренний мотор, подталкивает вперёд и помогает наслаждаться процессом, не теряя эффективности. Ты можешь призвать “правильную” мотивацию, если (1):
—делаешь задачу сложной, но не невозможной
— выбираешь действие или способ достижения цели, в котором есть захватывающие, интересные тебе лично (!) элементы
— чувствуешь, что отвечаешь за задачу и контролируешь подход к ней
—получаешь признание за старания.
2) “Пряник” не всегда помогает
Временами нас надо слегка подтолкнуть, чтобы сдвинуть с места. Тогда мысль о награде помогает. Но если активность и без того нравится, “пряник” может оказать обратный эффект. Это как раз случай внутренней мотивации, когда сам процесс доставляет удовольствие и поэтому дополнительная награда превращает действие в обязаловку и убивает интерес (2).
Так что пользоваться “пряниками” надо вовремя. Например, когда задача ну никак не затрагивает внутренние струны и приходится довольствоваться внешней мотивацией. Или же в начале освоения навыка, пока не достигнешь уровня мастерства, на котором к страданиям от обучения прибавляется радость от осознания “я могу!”.
3) На силе воли не вывезешь
Сила воли — чудесная вещь, когда надо продержаться первые несколько дней-недель. Но в долгосрок это не работает (3). Неизбежно устаёшь, откатываешься назад, и кажется, будто приходится начинать сначала. Даже те люди, которые вроде как годами выезжают на силе воли, на самом деле опираются на дисциплину — а это уже из разряда привычек, сила воли к этому моменту отходит на задний план. Поэтому за то время, пока силы воли ещё хватает, нужно успеть найти другие источники поддержки — изнутри и извне.
4) Визуализация работает по-другому
Давай проведём мини-эксперимент. Визуализируй одну из важных для тебя целей.
Даю минутку.
Какая картинка возникла в голове?
Если вся минута ушла на представление дня Х, когда всё желаемое стало реальностью, то придётся повторить эксперимент ещё раз. С правильным протоколом, так сказать.
Проблема в том, что мы обычно визуализируем только результат — как будет здорово и замечательно. Тратим на это ресурсы, а если ещё и развлекаемся этим регулярно, то мозг вообще решает, что уже всё достигнуто и ничего делать не надо (4).
Вот только работающая визуализация — это не розовые очки, когда — вжух! — и ты в идеальном мире, поглядываешь на всех с прищуром довольного кота. Работающая визуализация — это представить все шаги, которые приведут тебя к цели, а заодно и сложности, которые могут возникнуть на пути. И это помогает, но не потому, что “вселенная слышит”. А потому, что ты гораздо яснее понимаешь, что тебя ждёт и заранее готовишься преодолеть все препятствия, чтобы получить желаемое.
5) Хвалить — за усилия
Пора отойти от школьного восприятия, когда похвалить можно только за пятёрку или за то, что ты абстрактно “умный”. А что ты изо всех сил старался, но при это вышло на 3+ — это как бы неважно.
Важно, ещё как. Потому что признание усилий освобождает. Ты не боишься провала и спокойно занимаешься делом, потому что знаешь, что навыки — развиваются, а отдельные неудачи не определяют тебя. А вот если приходится всё время поддерживать статус “умного”, пропадает желание браться за действительно сложные задачи: вдруг не выйдет и двойку поставят, тогда всё пропало (5).
Во взрослой жизни, когда дневники отменили, придерживаться такого подхода даже проще. Каждый раз спрашивай: “Чему мне удалось научиться? Какие действия и стратегии продвигали меня вперёд?”. Это и есть достижение, похвали себя за это.
Похвали, говорю.
Вот и замечательно
— — — — —
1) Di Domenico, S. I., & Ryan, R. M. (2017). The emerging neuroscience of intrinsic motivation: A new frontier in self-determination research. Frontiers in human neuroscience, 11, 145.
2) Kuvaas, B., Buch, R., Weibel, A., Dysvik, A., & Nerstad, C. G. (2017). Do intrinsic and extrinsic motivation relate differently to employee outcomes?. Journal of Economic Psychology, 61, 244-258.
3) Gröpel, P., & Kehr, H. M. (2014). Motivation and self‐control: Implicit motives moderate the exertion of self‐control in motive‐related tasks. Journal of Personality
, 82(4), 317-328.
4) Kappes, H. B., & Oettingen, G. (2011). Positive fantasies about idealized futures sap energy. Journal of Experimental Social Psychology, 47(4), 719-729.
5) Kamins, M. L., & Dweck, C. S. (1999). Person versus process praise and criticism: implications for contingent self-worth and coping. Developmental psychology, 35(3), 835.