.
У писателя Виктора Викторовича Конецкого, в романе «Завтрашние заботы», его каюта была украшена фотографиями любимых или красивых дамочек из журналов, цветами в горшках. Ведь полжизни ему приходилось проводить в плавании среди казённой, скудной, убогой обстановки, а посему сразу наводил домашний уют.
Вот и я, заходя на участок термической обработки инструмента и оснастки, всегда видел серые, местами облупленные, с осевшей на них вековой пылью стены. Вокруг печи, щиты управления, совмещённый бак вода/масло, стальной рифлёный пол с забившейся в их пазах натоптанной с машинным маслом грязью, которую мастер участка, незабвенный Борис Павлович, время от времени, перед очередной проверкой начальством, приказывал чистить термистам ломиками (как наказание это было с элементами воспитания).
Именно полжизни проводишь в таком скудном и сером окружении. О какой радости в жизни может идти речь, когда вокруг тебя казённое, скучное, серое окружение?
И договорился я киоскершей из ларька у заводской проходной, что она будет оставлять мне иностранные журналы из социалистического лагеря – NBI, Junge welt, Ekran, Uroda, Filmи другие с яркими, красочными иллюстрациями, и главное плакатами, как сейчас их именуют – постами, покупал эти журналы и отбирал самые красивые и выдающиеся иллюстрации и плакаты, с несколько обнажёнными актрисами кино и моделями, и предложил обклеить ими обшарпанный угол термички у входа справа, за стендом, за столиком для рихтовки да печью ПН-32. Термисты с радостью приняли моё предложение. Наклеив постеры на стенку, вмиг преобразили скучный рабочий уголок в радостный уголок. И работать стало веселее, глядя на актрис с моделями.
Но… Вечно это, но! Начальник цеха, обходя участки цеха с третьей степенью проверки, зайдя на участок термообработки, увидел этот, я бы сказал, – шикарный уголок термистов - радость их душевную. Не понял этой эстетики и строго сказал: - Что за будка сапожника? Убрать разврат со стены участка и пригрозил, что накажет, если приказ не будет выполнен.
Погрустнели лица термистов…, но я их успокоил, когда они со мной поделились с тем, какой приказ им отдал начальник. Сказал им, чтобы не переживали, что у меня в запасе есть прекрасные цветные плакаты с современным дизайном, немецких художников, с портретами вождей коммунистического движения из гэдэровского журнала NВI; там и Маркс, и Энгельс, и Роза Люксембург, и Клара Цеткин, и Эрнст Тельман, и Владимир Ильич…
Термисты, «отцы русской термообработки», весело подхватили мою идею и быстро развесили вместо красоток мирового кинематографа – отцов коммунизма и вождей мировой революции. Посмотрели со стороны на стенку и сказали, что это хорошо, хоть и не так радостно.
В очередной приход начальника, он увидел, что его приказ выполнен, но… опять какая-то нетехнологическая отсебятина вышла. Тут же сказал: Снять! – Кого снять, ответили термисты,- вождей мирового коммунизма?! Ни за что! Начальник только махнул рукой. Сняли мы их портреты через пару лет, когда они изрядно запылились.
Естественно, украшали своё новое рабочее место, когда в 1980 году, работники ВПКТИ отстроили на участке будочку «Экспресс- лаборатории», ставшей впоследствии бытовкой для коротания пауз в работе и конечно застолий. Я нашел портрет маслом Владимира Ильича Ленина в багетной рамке, который сняли со стенки Красного уголка цеха во время перемен, и чтобы он не канул в речку Лету, - принёс и подарил термистам. Висел он в бытовке, справа от окна до слома корпуса цеха под ноль в 2021 году, и дальнейшая судьба портрета мне неизвестна, как и судьба печей с которыми успел сродниться. Даже сейчас, накапав на ладонь капельку горелого машинного масла (отлил на память в пузырёк), закрыв глаза, по аромату его - закалочного масляного бака, вдохнув, - вижу тот уголок на участке, где им особенно сильно пахло. Когда была возможность посетить завод с коллективом ветеранов в День машиностроителя, в конце сентября прошлого года, отошёл незаметно от группы, зашёл на площадку бывшего инструментального цеха, вместо него сейчас мраморно-кирпичная крошка, определил место прежнего термического участка, и возложил пару белых роз на то место, где когда-то была наша бытовка и обнажил голову. Sic transit Gloria mundi…
Термисты украсили бытовку плакатом с режимами нагрева отжига, закалки и отпуска, повесив между дверью и твердомером Роквелл. Попросили электриков провести радио, купили приёмник, чтобы журчала музыка, повесили на окнах занавески. Всё по Конецкому, как он писал, чтобы на рабочем месте, где проводим полжизни был уют.
Позже слесаря КИП подарили термистам найденный ими где-то в прессе указ Петра первого «О качестве», где было описано, какая мера наказания предусматривается за некачественный брак литья пушек и пищалей. За брак по вине начальника, контролёра, мастера и рабочего. Жаль не списал копию, но помню, что начальника на Соловки сослать, контролёру тоже какое-то суровое наказание, типа рвать ноздри, мастера лишить воскресной чарки (что особо повеселило термистов), а рабочего-бракодела, естественно, - бить кнутом. Увы. Я тогда красиво нарисовал плакат, даже прорисовал печать с вензелем Петра первого, и мы повесили его на входной двери в бытовку, изнутри. Многие приходили, и контролёры в том числе посмотреть на указ. Тоже украшение производственного быта.
Термисты заказали сварщикам сварить металлический шкафчик, для хранения техпроцессов и контролёр попросил в шутку на свободном месте шкафчика нарисовать кружок с надписью «Место для стакана контролёра», намёком, что за брак, чтобы его не заметить, следует налить в стакан контролёру. Производственная шутка.
Нашли где-то топчан и тоже им меблировали бытовку, чтобы гости, пришедшие на огонёк могли присесть, да и во вторую смену можно прилечь, отдохнуть, когда нет работы (бывает и такая короткая минутка).
Шурик Сумских у кого-то взял металлически сейф и теперь там можно запирать втайне от начальства что угодно. В наследство он достался Генке Юрьину, а потом, как и цех, такая же постигла и его участь. Судьба…, как говорил когда-то комик Евдокимов.
Понравилась термистам украинская пословица: «Якщо лудына не п`ъе, вона хвора, або падлюка!». Я, конечно, пошёл им навстречу и создал небольшой транспарант, который они прикрепили к подоконнику, на котором стояло радио. Позже где-то раздобыли большое зеркало и повесили слева от окна, которое заложили жёлтым шамотным кирпичом, чтобы любопытные не смотрели. Теперь можно было и посмотреться в зеркало, особенно девушкам контролёрам и стилоскописткам.
Зная, что многие термисты добычливые охотники и рыбаки, жёнам своим на лисьи шапки меха добывали. Знали и умели как шкурки обработать, охотились коллективом, с кузнецами, даже на кабана и успешно – подарил им в рамке багетной репродукцию картины Перова «Охотники на привале». Повесили картину на стене, где было когда-то окно.
Шикарные себе из хорошей стали охотничьи ножи, закаливали и собирали, разрабатывая своего дизайна формы (не сомневайтесь, все зарегистрированы были), нашли методом тыка способ травления на металле, особую смесь кислот («царская водка» хорошо не травит) – это «царская водка» с добавлением концентрированной азотной кислоты. Потом секрет утеряли и вновь экспериментируя восстановили. Я всем рисовал и вырезал иглой на покрытом кузбасс-лаком ноже дивный рисунок с обоих сторон, найденный в газете «Охотник-экспресс». Травили у парня электроэррозиониста, в будущем термиста, у которого в сейфе хранилась кислотная смесь. Какие прекрасные ножи получались, ммм… Фирма Фаберже отдыхает.
Другой термист – рыбак, словил огромную щуку на Белгородском море. Щуку, как водится, съели, а голову её засушил, закрепил на лакированной дощечке и эту огромную щучью морду повесил слева от картины Перова. И бытовка термиста превратилась в охотничий домик.
Всё своё рабочее место обустроили термисты по заветам писателя-мариниста Виктора Викторовича Конецкого, о том, что рабочее место, где мы проводим полжизни – должно быть тёплым и уютным.
На этом заканчиваю своё повествование, - бывший технолог, ныне пенсионер
Борис Евдокимов
01.07.2022