Найти тему
Александр Дедушка

Какая вера соединяет человека с Богом? (по св. Серафиму Саровскому)

Св. Серафим Саровский
Св. Серафим Саровский

Не всякая. Это однозначно.

Но тогда – какая?

Над этим вопросом размышляет св. Серафим Саровский.

Вот что он говорит прежде всего:

«Прежде всего должно веровать в Бога, яко есть и взыскающим Его мздовоздаятель бывает».

Это батюшка Серафим перефразирует слова из послания апостола Павла:

«А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает». Евр. 11. 6.

Обратите внимание на первую половину евангельской цитаты: «без веры угодить Богу невозможно».

Это в пику многим неверующим, которые думают, что можно просто быть «хорошим человеком», делать добрые дела – и все!

И дорога в рай (если он существует, в чем они не уверены) – обеспечена.

И они в это верят, - верят слепо, безо всяких оснований, подтвержденным Священным Писанием, просто потому, что им так хочется.

Это тоже вера, но как раз вера ложная.

Она ничего не даст своему обладателю, кроме горького разочарования по итогам жизни.

Нет, настоящая вера предусматривает прежде всего твердую уверенность в том, что Бог есть.

Только такая вера соединяет человека с Богом, как бы прокладывает дорогу к Нему, делает его камнем храма, построенного верой многих поколений других верующих.

Вот об этом говорит батюшка Серафим:

«Вера, по учению преп. Антиоха, есть начало нашего соединения с Богом: истинно верующий есть камень храма Божия, уготованный для здания Бога Отца, вознесенный на высоту силою Иисуса Христа, т.е. крестом, помощью вервия, т.е. благодати Духа Святаго».

Обратите внимание, что в веру в Бога Отца подкрепляют «средства» двух других Лиц Божественной Троицы:

- крест Иисуса Христа и

- благодать Святого духа.

Без этих «средств» вера тоже оказывается ложной и бессильной.

Итак, вера, соединяющая человека с Богом, предусматривает веру в спасительную силу креста Иисуса Христа, которая в свою очередь невозможна без укрепления ее силою Святого Духа.

Только так – в союзе всех трех Лиц Божественной Троицы человеческая вера действительно становится истинной «дорогой» к Богу, а не уводит его куда-то в темные дебри человеческих предположений.

Но и это еще не все для истинной и спасительной веры.

Далее батюшка Серафим начинает прямо с евангельской цитаты:

«Вера без дел мертва есть».

Полная евангельская цитата звучит так:

«Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва». Иак. 2. 26.

Обратите внимание: мертвое тело на первый поверхностный взгляд кажется идентичным живому телу. Особенно в случае сна.

Но разница на самом деле огромная, хотя и не видна поверхностному взгляду.

Вот почему людей с «мертвой верой» отличить от обладателей «живой веры» тоже не просто.

Беглый взгляд тут не поможет. Очень легко ошибиться.

Тем более что обладатели «мертвой веры» часто горазды заменять ее жизнь многоглаголанием, внешней атрибутикой и даже – что удивительно! – регулярным отправлением религиозных действий.

Но батюшка Серафим неумолим. Его не обманешь религиозной оберткой.

Он не останавливается и поясняет:

«А дела веры суть: любовь, мир, долготерпение, милость, смирение, несение креста и жизнь по духу. Только такая вера вменяется в правду».

Это опять парафраз известнейшего места из посланий апостола Павла:

«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,

Кротость, воздержание. На таковых нет закона». Гал. 5. 22-23.

Что значит – «нет закона»?

Есть ли закон для жизни? Какие бы законы и правила мы для нее ни устанавливали, какие бы определения ей не давали, суть жизни – неопределима. Она всегда выше каких либо законов.

То же самое относится к живой вере.

Она всегда уходит от точного определения по какому-либо «закону» и может обозначиться и «определиться» только делами человека.

Так что же следует из приведенных текстов? Что плоды человеческого духа – это его дела.

Это может считаться универсальным законом человеческой жизни.

То есть верно не только для христианской жизни, но и для всякой другой.

Духовный настрой человека определяет все его дела. Согласны?

У христианина – это дела веры, без которых она мертва.

Поэтому если он не приносит таких дел от своего духовного настроя – его вера мертва, что бы он сам при этом о себе не думал.

Это еще раз подчеркивает батюшка Серафим:

«Истинная вера не может быть без дел: кто истинно верует, тот непременно имеет и дела».

И из этого закона не может быть никаких исключений.

Есть повод задуматься.

Соединяет ли моя вера меня с Богом, или она – пустое обольщение?