Найти тему
GoArctic | ПОРА в Арктику!

«Море студеное»: образ помора в советском кинематографе

Плакат фильма «Море студеное»
Плакат фильма «Море студеное»

Поморы — малочисленная этнографическая группа (субэтнос) русского народа, проживающая на побережье Белого и Баренцева морей, а также на берегах некоторых северных рек.

В 1954 году в советский прокат был выпущен исторический фильм «Море студеное» о реальных событиях XVIII века, когда четыре помора провели долгих шесть лет на арктическом острове.

Поморское кино

В основу сценария фильма было положено сочинение француза Пьера Ле Руа «Приключения четырёх российских матросов, к острову Ост-Шпицбергену бурею принесённых, где они шесть лет и три месяца прожили», опубликованное в 1760 году и переведенное на русский спустя двенадцать лет.

Из этого сочинения писатель Константин Бадигин (1910 — 1984 гг.) сделал крепкий сценарий, добавив от себя несколько сюжетных линий (лесозаготовка, пираты, сватовство купца и пр.). Тонко чувствовавший Арктику Константин Сергеевич был не просто ее исследователем, но и капитаном ледокола «Георгий Седов», за более чем двухлетний дрейф на котором в 1940 году ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Поморы (впереди Алексей Химков). Кадр из фильма «Море студеное»
Поморы (впереди Алексей Химков). Кадр из фильма «Море студеное»

Режиссером стал Юрий Егоров (1920 — 1982 гг.), снявший до этого приключенческий фильм «Случай в тайге». На роли четырех поморов были приглашены прославленный Николай Крючков (Алексей Химков), Геннадий Юдин (Степан Шарапов), Михаил Кузнецов (Федор Веригин) и Валентин Грачев (Ваня Химков). Интересно, что роль поморского купца Еремея Лукича Окладникова исполнил Марк Бернес.

По сюжету фильма артель поморов во главе с Алексеем Химковым отправляется промышлять морского зверя на Грумант (Шпицберген). Против них интригует голландский купец Вернизобер (Александр Пелевин), который стремится погубить традиционный морской промысел поморов. Он нанимает коварного голландского капитана Ван Глека, чтобы его корабль (в фильме его роль «сыграла» баркентина образца XIX века, позднее «принимавшая участие» в съемках «Алых парусов» и «Чертовой дюжины») потопил поморское судно «Ростислав».

Недоверчивые лесорубы («хоть и сухопутные, но поморы»). Кадр из фильма «Море студеное»
Недоверчивые лесорубы («хоть и сухопутные, но поморы»). Кадр из фильма «Море студеное»

Дело в том, что Вернизобера и местного купца Окладникова (стакнувшегося за 200 тысяч в год со столичным чиновником, вероятно, Шуваловым) интересует только вырубка строевого мезенского леса и его экспорт за границу, а для этого нужно, чтобы поморы перестали быть мореходами и стали лесорубами. Поморы как могут сопротивляются уничтожению корабельного леса и отправляют петиции в столицу, где их земляк Ломоносов помогает общему делу.

Тем не менее Ван Глек топит поморское судно, но четверым членам команды удается спастись на острове Малый Брун (остров Эдж архипелага Шпицберген). Там они находят заброшенный дом, где в 1694 году зимовал онежский кормщик Капустин, который оставил после себя схрон с вещами.

Четыре помора. Кадр из фильма «Студеное море»
Четыре помора. Кадр из фильма «Студеное море»

И стали четыре помора жить-выживать, да зиму зимовать. Ходят на охоту с копьями, луком и стрелами, да силки ставят, тем и кормятся. Иногда с ними что-то приключается: то ленивый Федор забудет дверь камнями завалить и к ним в гости белая медведица придет, то пурга чуть не захоронит двоих поморов, то юный Ванька полезет яйца птичьи на зиму запасать и на остов поморского судна наткнется.

Тем временем Окладников заставляет поморов лес вырубать, да еще и обманывает их, говоря, что лес нужен для русского флота, который в городе Кронштадте строят и икону-складень Николая Чудотворца в том целует.

Да еще купец Окладников полюбил невесту Степана Шарапова — Варвару Лопатину (Эльза Леждей). Та обещала четыре года ждать Степана, но… прождала шесть. Окладников для реализации собственных желаний нанимает и сваху Терентьевну, и ворожею Дергачиху, но согласие Варвары получает лишь в обмен на организацию поисковой экспедиции.

Пираты Студеного моря. Кадр из фильма «Студеное море»
Пираты Студеного моря. Кадр из фильма «Студеное море»

Однако коварный Вернизобер не дремлет и вновь нанимает Ван Глека для схожего задания. Даже голландские пираты возмущены вероломством своего капитана и хотят поднять бунт, но Ван Глек с помощью нескольких выстрелов убивает зачинщиков.

Поморское спасательное судно, уже принявшее на борт троих спасенных поморов (Федор Веригин скончался ранее), ложится на обратный курс, но вдруг пушечный выстрел голландских пиратов сбивает мачту и практически лишает корабль управляемости. Правда, и голландское судно не может маневрировать в шторм и разбивается о скалы Шпицбергена.

Представление на ярмарке. Кадр из фильма «Студеное море»
Представление на ярмарке. Кадр из фильма «Студеное море»

Поморы празднуют Покров: тепло, ярмарка, карусели. Варвара готовится сдержать «слово поморское» и выйти замуж за лесопромышленника Окладникова, при этом она уже получила яд от Дергачихи для совершения смертного греха — самоубийства.

Однако на Святой праздник случается два чуда: курьер из Санкт-Петербурга приносит весть о запрете Сената на вырубку леса корабельного, а гонец успевает остановить брачную церемонию, так как вернулись-таки поморы домой. Вот теперь будет свадьба Степана и Варвары, и будет гулять вся слобода.

Степан и Варвара. Кадр из фильма «Море студеное»
Степан и Варвара. Кадр из фильма «Море студеное»

Кинообраз помора

Каким предстает кинообраз помора (в кинокартине четыре помора символизируют четыре возраста: юный Иван, молодой Степан, зрелый Федор и старый Алексей) в фильме «Море студеное»?

Помор — это непременно русский человек, сознающий свою идентичность («мы — поморы, хоть и сухопутные»), и понимающий государственное («общероссийское») дело (попытка восстания прекращается, как только узнают, что лес нужен для Кронштадта). Все поморы грамотны (пишут петиции и читают книги) и говорят на специфическом «окающем» северном диалекте, доставшимся от новгородцев и псковичей.

Для помора главное — море, оно его кормит, поэтому возможность рыбачить и бить морского зверя так важна для них. Поморы свободолюбивы (там не было классического крепостного права), но ценят общество (артель), без которого не выжить. Поморы очень терпеливы, иначе не выжили бы шесть лет на арктическом острове в согласии с природой, и честны: держат слово, даже если это может закончиться смертью. Поморы ценят «своего земляка» М.В. Ломоносова как защитника дела поморского.

Помор. Кадр из фильма «Море студеное»
Помор. Кадр из фильма «Море студеное»

Косвенно в советском фильме показано старообрядчество поморов: на острове виден могильный крест характерной формы, купец Окладников разводит руки при виде античной женской статуи, прикрывающей срамные места, а позднее клянется: «Если я вру, пусть поглотит меня Геенна огненная» (ветхозаветная составляющая староверия). Забавным показан местный дьячок (официальной церкви) в исполнении Георгия Милляра (характерно, что он же сыграл роль шута на ярмарке).

В целом кинообраз помора, созданный в 1954 году, это образ такого идеального русского: грамотного, артельного, свободолюбивого, но ратующего за государево дело человека, противостоящего внутренним (вороватым чиновникам) и внешним (голландским купцам и пиратам) врагам. Сталину бы понравилось, но он всего год не дожил до премьеры.

Поморы. Кадр из фильма «Море студеное
Поморы. Кадр из фильма «Море студеное

Поморская идентичность

Интересно, что хронологически фильм «Студеное море» вышел между двумя премьерами, знаковыми для другого русского субэтноса — казаков: «Кубанские казаки» (1949 год) и «Тихий Дон» (1957 — 1958 годы). Однако, если для казаков экранизация «Тихого Дона», как и сама литературная первооснова, являются символическими с точки зрения формирования идентичности, то «Студеное море» таким произведением для поморов не стало.

Возможно, обращение к поморской истории было вызвано тем, что в середине 50-х гг. ХХ века на Русском Севере проводилось укрупнение рыболовецких колхозов, модернизация рыболовецких хозяйств, и власти нужно было напомнить о терпении, коллективизме и лояльности государству у поморов.

Поморы. Кадр из фильма «Студеное море»
Поморы. Кадр из фильма «Студеное море»

Впрочем, вслед за относительно сытыми 70-ми и сложными 80-ми пришли лихие 90-е. Рыболовецкие колхозы разваливались, льготы (квоты на вылов рыбы для колхозов, квоты на личную лесозаготовку и любительскую рыбную ловлю) предоставлялись только малым коренным народам (например, ненцам — соседям поморов) и тогда формирование («переизобретение») поморской идентичности (возрождением которой в 80-е годы занимались лишь энтузиасты) стало получать поддержку местного бизнеса и власти.

Ведь если признать поморов отдельным малым коренным народом, а согласно переписи 2002 года более шести тысяч человек идентифицировали себя именно так, то и льготы надо выдавать соответствующие. Лидеры «поморского движения», исходя из экономической целесообразности, ратуют за признание поморов отдельным народом, поэтому фильм «Студеное море» не может быть использован ими для визуализации образа помора, поскольку там он показан, в первую очередь, русским человеком, радеющим за государственное дело.

***

Валерий Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц