В день рождения принято поздравлять и дарить подарки. Но церковные праздники в корне меняют эту традицию. Сами виновники торжеств преподносят нам щедрые и бесценные дары, начиная от личных примеров благочестивой, святой жизни и верного служения Христу. Но, пожалуй, никто не может сравниться с Той, Которая подарила жизнь Спасителю, а нам – Его Самого.
21 сентября верующие спешат в храм, чтобы вместе в молитве и духовной радости встретить любимый праздник, открывающий церковный год, – Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
«Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Он служит дверью к благодати и истине. Ныне Создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь (в лице Девы Марии) уготовляется в новое жилище Творцу», – так отзывается о празднике святитель Андрей Критский в слове в день Рождества Божией Матери. А творец лучших образцов гимнографии преподобный Иоанн Дамаскин называет церковное торжество «всемирной радостью, потому что Богородицею весь человеческий род обновился и печаль праматери Евы пременилась в радость».
Молитвы праведников
О земной жизни Пречистой Девы в Священном Писании практически не говорится, а если и упоминается, то лишь вскользь. Несмотря на это, нам всё же известны некоторые подробности, касающиеся таких значительных событий как Благовещение, Рождество Христово, Успение, и в тоже время охватывающие самый малоизвестный период жизни Божией Матери, Её детские годы: непосредственно Рождество и Введение во храм.
Основываясь на Церковном Предании, мы узнаём и более того. Апокрифы, в частности так называемое Протоевангелие Иакова, созданное во II веке, рисуют не только картины детства, юности и замужества Богородицы, но и знакомят нас с Её праведными родителями – Иоакимом и Анной, чья жизнь была наполнена чистотой, глубокой верой и преданностью Господу – добродетелями, которые были недоступны пониманию народа. Наоборот их взгляды были прикованы к физическому недостатку благочестивых супругов – бездетности, считавшейся наказанием отвергнутых Богом и закоренелых грешников. Невзирая на почтительный возраст и знатное происхождение святых Иоакима и Анны, на поношения не скупились ни люди, ни священнослужители. Иоаким, желающий принести жертву Господу был с позором изгнан из храма, а мать Пречистой Девы, скорбящую о несчастье мужа, казалось, укоряла сама природа – в саду взору Анны предстало гнёздышко с едва оперившимися птенцами. Случившееся стало для супругов источником горьких слёз, вскоре сменившихся искренней молитвой и совершенным положением на волю и милосердие Господа. Святые супруги дали обет посвятить дитя Богу, то есть отдать для служения в храм. Чтобы усилить молитвенный подвиг Иоаким удалился в пустыню, а Анна осталась дома, и через некоторое время Ангел возвестил им, что мольбы праведников услышаны – в положенный срок у них родиться дочь, которую родители должны назвать Мариам, или Мария, что означает «госпожа», «надежда». Наказание, выдуманное людьми, и скорбь, понесённая супругами до конца, обернулись чудесным событием для людского рода – рождением Божией Матери, послужившей одеянием в человеческое существо Самого Господа.
Рождество в красках
Однако помимо письменных источников, рассказывающих о событии праздника, существуют иконографические творения, с помощью которых талантливые иконописцы дают нам возможность будто бы разглядеть не просто день, но самый час и место рождения Божией Матери. Действительно ли наши знания о великой молитвеннице, Надежде и Госпоже мира так скудны?
Глядя на икону, мы становимся свидетелями радости родителей – рождения Той, Которая, по высказыванию митрополита Антония Сурожского, «станет Мостом между Небом и землёй» и положит начало «преодоления того разделения, которое существовало между Богом и человеком с момента падения».
Примечательно, что икона праздника перестаёт быть обыкновенной передачей строго догматического содержания праздника и приобретает земной строй изображения, вбирая в себя бытовые подробности. На ранних изводах (вариантах изображения) святая Анна полулежит или сидит на ложе, рядом с ней находятся жёны с дарами, повивальная бабка и служанки, окунающие младенца Марию в купель и подносящие к праведной матери. Довольно часто Новорождённую Богородицу иконописцы изображают в колыбели.
Иконы более позднего времени имеют ещё больше деталей: на них мы можем увидеть праведного Иоакима, а также элементы быта – дары, угощения, лежащие на столе, расположенном неподалёку от ложа Анны, водоём и птиц. Архитектура, изображённая на иконе и указывающая на место действия, не заключает ни зрителя, ни происходящее в какие-либо рамки, а акцентирует наше внимание на том, что Рождество происходит вне времени – днесь.
Некоторые образцы иконографии праздника содержат клейма – сюжетно и композиционно самостоятельную часть иконы, где представлены сцены, более подробно раскрывающие смысл центральной композиции. Как правило, на клеймах представляют события, предшествующие Рождеству Пресвятой Богородицы.
Распространение и устойчивость иконографии указывают, что иконы праздника существовали в Церкви ещё до периода иконоборчества, ставшего фактически непреодолимым препятствием к созданию новых сюжетов. Исследователи отмечают, что артефакты этих времён не сохранились. К первому, дошедшему до наших дней, изображению Рождества Пречистой Девы относят фреску одного из храмов Каппадокии, датируемую IX веком. Известно, что на Русь иконы праздника пришли из Византии. В число древнейших сохранившихся изображений включают русские фрески апсиды Киевского Софийского собора (первая половина XI века), фрески Псковского Преображенского собора Мирожского монастыря (XII век) и известную композицию в церкви Иоакима и Анны монастыря, находящегося в сербском городе Студеница (XIV век). Среди наиболее ярких памятников древнерусской монументальной живописи выделяют роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря в исполнении иконописца Дионисия (XVI век). На сегодняшний день в России известны несколько икон праздника Рождества Пресвятой Богородицы, прославившиеся в народе как чудотворные, – Глинская, Изяславская и Лукиановская. Эти иконографические творения получили названия от мест, где находились обители и храмы, в которых святыни являлись чудесным образом и подавали просимое всем, кто обращался за помощью.
Музыка «всемирной радости»
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы хронологически открывает церковный год, но по времени появления в Церкви торжество является одним из позднейших. В православной традиции Рождество Девы Марии празднуется 6 дней, с 20 по 25 сентября. В этот период входят предпразднство – дни перед большим событием, в богослужениях которых уже упоминаются молитвословия праздника, и попразднство – дни после торжества.
Рождество Божией Матери христиане стали отмечать ближе к V веку. А некоторые источники сообщают, что уже в IV веке по велению святой равноапостольной царицы Елены в Палестине был возведён храм в честь этого праздника.
Первые указания на церковное торжество встречаются в трудах Святителя Прокла, архиепископа Константинопольского и в богослужебной книге Папы Геласия. Также авторами некоторых сведений о празднике стали святители Иоанн Златоуст, Епифан и Августин Блаженный. Начиная с V века видные гимнографы – святитель Андрей Критский, преподобные Иоанн Дамаскин, Иосиф Студит и Стефан Святогорец – создают песнопения, которые и сегодня исполняют за богослужением на Рождество Богородицы. В VI веке преподобный Роман Сладкопевец написал кондак Рождеству Богородицы, но его текст не сохранился. Самое древнее песнопение праздника – тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево», составленное, скорее всего, в V–VII веках.
Многие православные литургические песнопения, посвящённые Божией Матери, больше наполнены догматической точностью, нежели проникнуты поэтичностью и лиризмом. А византийские творения более созерцательны и предлагают нам несопоставимые и невозможные вещи: Дева становится матерю, чья утроба вмещает Невместимого, и смертное человеческое существо рождает «жизнь бесконечную». Вообще богородичная литургическая поэзия насыщена ветхозаветными прообразами Пресвятой Девы и пророчествами о Её рождестве.
Чудесное событие, закреплённое в образцах христианской гимнографии, стало неиссякаемым источником для многих проникновенных и глубоких проповедей. Примером могут послужить слова священномученика Фаддея (Успенского): «Прославляя Рождество Пречистой Богоматери, разрешившее от неплодства ее родителей, мы должны стремиться к разрешению от неплодства душ наших, чтобы нам не устами только восхвалять преславное Рождество Божией Матери, но и на деле стараться не в себя, а в Бога богатеть, принося плод святости и жизни вечной. <…> Рождество Пресвятой Девы – начало домостроительства нашего спасения. Еще не Сам Господь Спаситель мира рождается, а Его Пречистая Матерь, не самое Солнце мира восходит уже, а только занимается предрассветная заря, как бы утренний ветер разносит во все концы мира благую весть о скором появлении Солнца».
Тропарь, глас 4
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Кондак, глас 4
Иоаким и Анна поношения безчадства и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати ти: неплоды раждает Богородицу, и питательницу жизни нашея.
Величание Рождества Богородицы
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.