Ораторское искусство очень помогает в жизни. Но это не простое искусство, не каждому дано овладеть им в совершенстве. Тот, кто думает, что умеет говорить, обманывается: люди в основном просто слова произносят. Когда вы учитесь выступать на людях, то проходите, как правило, три этапа: сначала читаете, уткнувшись носом в бумажку, потом, время от времени отрываясь от написанного текста, и в конце концов, уже «поете», высоко подняв голову, чисто, глядя не в доклад, а на аудиторию.
Советами по обучению ораторскому искусству делится Михаил Литвак в книге «Методики изменения сознания: шаг к успеху»
В своей речи делайте отступления, чтобы речь была яркой и образной. В обучении ораторскому искусству, как я уже говорил, можно выделить три этапа. На первом оратор читает текст, не отрываясь от него, — не следует стесняться этого. Если текст наполнен глубоким смыслом, вас будут слушать. На втором этапе, когда уже накоплен опыт публичных выступлений, оратор практически выступает без конспекта, но все-таки время от времени заглядывает в него. На третьем этапе оратор уже не смотрит в бумажку. Для лучшего понимания эти этапы я образно и обозначил так: вначале читаешь как свинья, потом — как курочка, а затем — как соловей. Вы написали текст, подбирали слова, потом прочли. В тех местах, где вы видите, что вас не слушают, делайте заметки и эти фразы переделывайте. И все равно, несмотря на то, что стали «соловьем», стоит выходить к слушателям с полным текстом лекции. Текст — это как лонжа для циркового акробата, работающего под куполом цирка. Кроме того, он — как нить Ариадны, может вывести к основной идее, если оратор вдруг отвлёкся на вопросы из зала или делает много отступлений. Кстати, именно отступления необходимы для того, чтобы речь была яркой, образной и лучше запоминалась.
Говорите короткими фразами — вас лучше поймут. Итак, хотя низкому стилю и не свойственно, так сказать, особое полнокровие, все же он должен обладать известной сочностью, чтобы, несмотря на отсутствие больших сил, производить впечатление крепкого организма. При низком стиле оратор свободен от оков ритма. Но и высокий стиль — это значит не кричать, а соблюдать ритм. Вообще, любая речь должна быть свободной, даже несколько несвязной, но не беспорядочной. Если оратор запинается, это привлекает внимание. Подгонкой слова к слову можно пренебречь. Начинающие ораторы стараются нигде ни разу не споткнуться. В результате речь напоминает пение, которое невозможно слушать. Речь у них «каллиграфическая», без сучка, без задоринки, не за что зацепиться. Слушатели от такой речи великолепно засыпают, хотя изредка и стараются продрать глаза. Лучше говорить короткими фразами. В речи на родном языке избегайте иностранных слов. Слушатель должен понимать, о чем вы говорите. Одно непонятное слово — и вся речь насмарку. Если вводите непонятное слово, растолкуйте его как следует и не один раз. От такой простоты речь с низким стилем кажется примитивной, но это кажущаяся примитивность.
Заучивайте побольше анекдотов — поможет в карьере. Поучительных анекдотов очень много, но они не входят в нашу систему психологической поддержки, потому что в них нет того, что расширило бы кругозор. Кстати, если рассказываете анекдот с матом, значит, надо ругаться матом. А иначе как рассказать анекдот, когда он на этом основан? Не так уж глупо рассказывать анекдоты. Один наш ученик продвинулся по карьерной лестнице отчасти потому, что очень хорошо их рассказывал. Когда вы встречаетесь с сильными мира сего, а пищевой, оборонительный и сексуальный инстинкты у них удовлетворены, что им больше всего хочется? Чтобы их развеселили! Поэтому тот, кто умеет рассмешить, может сделать карьеру. В общем, накапливайте и заучивайте анекдоты, чтобы при случае ими воспользоваться для разрешения ваших проблем.
Убедить в чем-то одного человека сложнее, чем группу. Многие хотят овладеть ораторским искусством для того, чтобы уметь выступать перед большим количеством людей. А ораторским искусством надо овладеть для того, чтобы говорить один на один правильно. Почему? Когда ты выступаешь на людях, там может всякое случиться. Например, если оратор сильно не понравился — слушатели встанут и уйдут. Ну, несколько человек ушло, остальные-то остались. А когда говоришь один на один, то у тебя может быть или нулевой успех, или на все сто процентов. А, как правило, все серьёзные дела обсуждаются в разговоре один на один. И в этих случаях положено владеть ораторским искусством на самом высоком уровне. Но для этого надо отрепетировать речь заранее.
Хотите стать оратором — читайте древнюю литературу. Когда ты читаешь древнюю литературу, вначале слог непривычен, но когда привыкаешь к нему, то понимаешь, насколько он очарователен. А сколько там метафор, сравнений, аналогий, которые подойдут для обучения ораторскому искусству!
Материал подготовлен по книге Михаила Литвака «Методики изменения сознания: шаг к успеху» (18+)
Михаил Литвак – ведущий психотерапевт международного реестра, автор книг, изданных тиражом 15 000 000 экземпляров. Он вывел правила психологии и логики, которые помогают быстро справляться со всеми проблемами, пользуясь особыми методами манипуляции. Благодаря его методам вы научитесь ораторскому искусству, откроете свои гениальные способности, найдете путь к высокооплачиваемой, приносящей радость и удовольствие работе. И главное – откроете простое объяснение самым сложным законам, которые управляют миром и судьбой каждого из нас: экономическим, природным, философским, нравственным.
Купить книгу «Методики изменения сознания: шаг к успеху» (18+) можно по ссылке: https://go.ast.ru/a003dis
Поделитесь этой статьей в социальных сетях и не забудьте подписаться на AСT nonfiction :)