Найти в Дзене
Кирилл Максимов

МиГ-21 "Fishbed". Рыба, которая могла задавить количеством.

Почему Fishbed? Потому что так закодировали самолёт в НАТО.
Почему Рыба? Потому что буквально переводится Рыба-кровать.

МиГ-21 - это тот самолёт, который, несмотря на простоту конструкции и дешевизну производства, сумел сыскать невероятную популярность во многих странах мира. Так давайте я подробнее расскажу вам, как жила эта легенда, как её приняли военные за рубежом и какое наследие она оставила.

МиГ-21 "Fishbed". Рыба, которая могла задавить количеством.
МиГ-21 "Fishbed". Рыба, которая могла задавить количеством.

Если говорить об СССР, то внутри произвели около 10158 самолётов, не считая бесчисленного количества Миг-21, произведённых за пределами страны. В одном Китае успешно эксплуатировалось 2500 самолётов. Около 574 самолётов выпустили в Индии. Всего же тираж МиГ-21 всех модификаций, во всех странах, составляет 13500 экземпляров. Даже к моменту подписания договора между США и СССР об разоружении в строю социалистических стран оставалось ещё много фронтовых истребителей, причем из-за объёмов производства замена этих самолётов происходила очень медленно, что обеспечивало максимальную численность воздушного флота при минимальном количестве задействованных самолётов. В СССР к тому времени стали образовываться целые кладбища самолётов, ожидающих порезки.

МиГ-21 "Fishbed". Рыба, которая могла задавить количеством.
МиГ-21 "Fishbed". Рыба, которая могла задавить количеством.

Не сказать, чтобы на истребитель устанавливалось какое-то очень современное по тем меркам вооружение. Можно поспорить и об лётно-технических характеристиках, так как самолёт не нёс в себе сложных конструкций и был откровенно прост в обслуживании и пилотировании. МиГ-21 отлично показал себя в качестве рабочей лошадки во Вьетнаме и странах Среднего Востока.

Паракдоксально, что в Европе ещё иногда можно встретить эти самолёты в качестве ВВС, например Хорватия, имеющая несколько МиГ-21бис и МиГ-21УМ. Все они разделены на две эскадрильи численностью 20 боевых единиц (данные актульны на 2009 год). В то же время несколько самолётов имели ВВС Румынии и Болгарии, правда последнее время обсуждалась их замена на американские F-16. Что из этого вышло мне, к сожалению, не удалось узнать, поэтому будет неплохо, если вы подскажете об этом в комментариях. Единственное, что известно точно, так это 3-месячная аренда советских самолётов ВВС Прибалтики в 2007 году.

Если говорить о более точных цифрах, то на Кубе ныне действуют 180 самолётов, в Индии, Сирии и Северной Корее - более 200, в Египте - 50, а во Вьетнаме - 140. В той же Индии довольно долгое время проводили модернизацию МиГ-21 до "Бизона" с помощью завода Сокол в России. Меняли почти всё, кроме планера, двигателя и крыла: новая авионика, кабина, система управления огнём, замена подвесного вооружения на ракеты Р-77. Правда несмотря на глубокую модернизацию самолёта, в плане конструкции самолёт считался безнадёжно устаревшим, собственно с этой целью в Индии начали создавать свой самолёт Tejas, котором есть отдельная статья на канале.

МиГ-21 "Fishbed". Рыба, которая могла задавить количеством.
МиГ-21 "Fishbed". Рыба, которая могла задавить количеством.

В 80-х СССР переживал период своей политической нестабильности, поэтому в рамках совершенствования ВВС, советское правительство выбрало вариант обновления самолёта на базе МиГ-21, вместо создания полноценно нового самолёта. Это объяснялось целым рядом преимуществ: большая взаимозаменяемость узлов и более дешёвое производство. Однако в СССР не учли того факта, что многие эксплуатанты советских самолётов предпочтут вместо обновленного МиГа полноценный, новый западный самолёт. К этому негативному факту прибавляется эмбарго и период разоружения, который ставил крест на закупках обновленных систем для самолёта, что особенно больно ударило по странам эксплуатирующим, но не производящим МиГ-21. Тем более к тому времени тот же F-16 начал сильно падать в цене, а МиГ-29 из-за малых вливаний почти не получил должного распространения.

МиГ-21 "Fishbed". Рыба, которая могла задавить количеством.
МиГ-21 "Fishbed". Рыба, которая могла задавить количеством.

Пионером в области совершенствования МиГ-21 стал Египет, который ещё в 1976 разорвавал все связи с СССР. Так на советских истребителях появилась западная авионика, четкий HUD, западные ракетные системы. Точно также хотели поступить и в Чехии, но в последнее время правительство этой страны решило закупить новые западные самолёты. Оставшиесь "21-ые" стали доводить до стандартов НАТО используя ту же тактику, что и египтяне. То же самое делали во всей остальной Европе, где эксплуатировались МиГ-21.

Единственные, кто ограниченно использовали западные наработки - китайцы. На МиГ-21 они устанавливали свою авионику, а у западных партнёров позаимствовали (как они это любят делать) бортовые системы РЛС фирмы "GEC" Type 226 и альтиметры. Несмотря на довольно удачную модернизацию, эти самолёты почти не числились в НОАК, а отправлялись по договору в Пакистан, имевший территориальные претензии с Индией.

МиГ-21 "Fishbed". Рыба, которая могла задавить количеством.
МиГ-21 "Fishbed". Рыба, которая могла задавить количеством.

У МиГ-21 была длинная, но, к сожалению, бесперспективная история. Следующие самолёты, которые можно считать прямыми наследниками 21-ого, делали с чистого листа, почти минуя все ошибки, полученные за время эксплуатации МиГ-21. Несмотря на это, Брунов (главный конструктор МиГ-15 и МиГ-21) создал самый популярный советский истребитель, сумевший полетать почти во всех вооруженных конфликтах. А что вы расскажете об этом самолёте? Напишите в комментарии.

Не забывайте поддержать канал подпиской и лайком. Я есть на Пульсе. Чем больше вы оставляете обратной связи, тем больше материалов будет в вашей ленте. У меня есть Телеграм и Вконтакте. Там вы найдёте фотографии и новости Московского транспорта. На этом всё, счастливых поездок.

#самолёты #транспорт #авиация #армия #cccp #военная техника