Едем мы себе, никого не трогаем, и вдруг из-под капота вырываются клубы… Нет, к счастью, не огня или дыма, а всего лишь пара. Закипели! Как такое могло случиться, ведь до этого момента все нормально было. Точно нормально? Вы уверены?
Система охлаждения мотора на современных автомобилях редко выходит из строя в один момент. Конечно, может случиться поломка помпы, лопнуть патрубок или неожиданно потечь радиатор. Но куда чаще автомобиль предупреждает водителя о грядущих проблемах.
Высокая надежность современных машин расхолаживает их владельцев. Часто ли водители обращают внимание на датчик температуры охлаждающей жидкости? Или проверяют ее уровень? Иногда, от случая к случаю. Такой подход обязательно себя проявит. И случится это скорее всего в первые знойные, летние дни, в глухой пробке. Пока автомобиль движется с высокой скоростью, никаких проблем нет. Встречный поток воздуха обдувает радиатор, и система охлаждения, даже не совсем исправная, справляется со своими обязанностями. Но как только скорость упала, потока, который создает вентилятор, уже не хватает для эффективного охлаждения. Вот вам и первый признак грядущего перегрева – постоянно работающий на стоянке или при движении на малой скорости вентилятор охлаждения. В штатном режиме он должен включаться периодически, на короткое время.
Следующий момент, на который нужно обратить внимание – показания датчика температуры охлаждающей жидкости. Обычно стрелка или индикатор поднимается при прогреве мотора до определенного уровня и останавливается на нем. Если же, в жаркие дни, температура в системе охлаждения поднимается выше обычного – пора обращаться к специалистам.
Опытный водитель почувствует перегрев и не глядя на приборы. Двигатель теряет тягу, «звенит» на разгоне, подергивается. Обычно причины повышенного температурного режима банальны. Это, прежде всего, забитый радиатор, соты которого покрыты налетом из дорожной грязи, остатков насекомых, тополиного пуха, листьев. Или старая охлаждающая жидкость, которую много лет никто не менял, и она давно поменяла свой яркий розовый, синий или зеленый цвет на грязно-бурый. Низкий уровень жидкости тоже не способствует эффективному охлаждению мотора.
По датчику температуры можно определить еще одну возможную неисправность. Если машина после пуска мотора прогревается очень долго или наоборот, быстро поднимает температуру, а потом ее сбрасывает – нужно проверить термостат.
Что делать, если машина все же закипела? Останавливаемся в безопасном месте и… ни в коем случае не ныряем с головой под капот, а тем более не пытаемся открутить пробку расширительного бачка. Лишние проблемы в виде ожогов нам не нужны. Даем двигателю остыть и только потом оцениваем масштаб бедствия. Скорее всего, понадобится долив жидкости, ведь часть ее испарилась, а часть вытекла на землю. Наверняка в системе охлаждения образовались воздушные пробки, которые придется «выгонять». Да и причина перегрева остается непонятной. Поэтому, если вы не владеете необходимыми знаниями и навыками, лучше всего воспользоваться услугами эвакуатора и отправиться на сервисную станцию. Конечно, поездка будет сорвана, но это куда лучше, чем возможность «вскипятить» мотор повторно. Ведь перегрев чреват самыми серьезными последствиями. Покоробленная головка блока цилиндров, прогоревшие клапана или поршни, и даже заклинивший мотор, как венец разгильдяйства владельца машины. Поверьте, стоимость поездки на эвакуаторе покажется сущими копейками на фоне цены возможного ремонта. Так что до перегрева мотор лучше не доводить и, особенно в сильную жару, поглядывать на стрелку указателя температуры.
А что же делать, если эта стрелка вдруг поползла вверх? Придется немного помучить себя любимого и пассажиров. Открываем окна настежь и включаем отопитель на полную мощность. Давно в бане не были? Вот она сама к вам пришла. Привычная «печка» — это тот же самый радиатор и вентилятор. Только маленький и горячий воздух он гонит в салон. Если греться двигатель начал в пробке, пытаемся максимально быстро выбраться из нее на свободную дорогу, где можно разогнаться и обеспечить эффективный обдув радиатора. Помогло? Поздравляем. Но не забудьте запланировать на ближайшее время поездку на СТО. Температура не падает или продолжает расти? Приехали! Ищем эвакуатор.
Но самый лучший способ предотвращения перегрева двигателя – своевременное обслуживание системы охлаждения. Недаром доктора говорят, что болезнь проще предотвратить, чем потом вылечить. Весной стоит проверить уровень охлаждающей жидкости, довести его до нормы или вовсе поменять жидкость, если пришел срок. Нужно осмотреть систему на предмет течей и, если такие замечены, даже самые маленькие, их необходимо устранить. Осмотр радиатора покажет, требует ли он очистки.
Не забывайте, что готовить автомобиль нужно не только к зимним холодам, но и к летней жаре. И у нас стартовала акция, удобная во всех отношениях.