Автор колонки строитель Юрий Сафонов рассказывает, как стать главным инженером строительства Крымского моста. Чему и как надо учиться, где опыта набираться. Но вряд ли в этой истории все поддается логике, ведь сам же автор признается: каким бы ни было твое прежнее образование, через что бы ты ни прошел, все равно надо учиться с начала. У каждого свой мост. Своя стройка. Свое образование.
Недавно один депутат сказал, что в школах ни к чему учить английский язык. Если вспомнить, что учение — свет, то никакого ни света, ни даже просвета с такими представлениями об образовании представить невозможно. Давайте еще перестанем учить арифметику, а то, не дай бог, люди начнут правильно считать в голове и станут финансово грамотными.
Знания — это один из аспектов успеха. Не менее важный, чем другие. Во всяком случае, незнание сильно осложнило бы мою жизнь. Я до девятого класса был почти что троечником. То есть у меня в аттестате за девятый класс четверок, конечно, больше, но троек тоже хватает. К одиннадцатому классу я подрос, жизнь, так сказать, пересмот-рел, и одиннадцатый класс я окончил уже без троек. Это был прогресс. И это радовало. А институт я окончил с красным дипломом. Хотя, как у нас говорили, «лучше красная морда, но синий диплом, чем красный диплом и синяя морда». Но я все-таки выбрал красный диплом, потому что учиться мне было уже интересно, и чем дальше, тем интереснее. То есть сам процесс не был для меня зубрежкой — знания были просто на кончиках пальцев. Особенно к пятому курсу. К последней сессии я готовился так, как мне и не снилось на первом. То есть, безусловно, образование — это ключевая вещь в жизни, но не менее важно — это, я бы сказал, стремление человека чего-то добиваться. Именно это стремление формирует твои цели, желание познать что-то новое, открыть для себя новый горизонт. Звучит вроде просто. Но на самом деле за каждым таким формированием стоит своя история. На твои взгляды и отношение к жизни очень влияет окружение, в котором ты рос. Я, например, из маленького провинциального города — это Туринск Свердловской области, в прежние времена маленький уездный город Тобольской губернии, куда ссылали декабристов — двое из них у нас там и похоронены. И то окружение, в котором мы росли… Ну, скажем, минимум каждый пятый старшеклассник считал, что тюрьма — это школа жизни, она-то меня жизни и научит. Естественно, жить и развиваться в таком формате у меня не было никакого желания. Да к тому же мой десятый класс пришелся на кризис девяносто восьмого года, и я — а нас с младшей сестрой мама воспитывала одна — прекрасно видел, как мы практически по крохам собирали деньги для того, чтобы купить буквально булку хлеба. У нас был огород, и мама в воскресенье сразу на всю неделю готовила нам пироги с огородной капустой и картошкой. Я, мальчишка, понимал, что моя мама делает все, что может, для своих детей, но понимал и то, что я будущий мужчина и хочу своим детям дать что-то большее. Вот это и был тот самый жизненный стимул, который направил меня, задал вектор, отформатировал мое будущее.
Это я из сегодняшнего дня так говорю, но и тогда я понимал, что без знаний ты ничего не достигнешь. Не сможешь стать по большому счету человеком. При этом мне было понятно, что «большим» человеком ты мог стать в двух случаях: либо когда у тебя есть знакомые и тебя, попросту выражаясь, по блату куда-то пристроят. Но опять же, жизнь показала, что это временная история. Допустим, тебя по блату пристроили, но если ты как работник неэффективен, со временем ты все равно скатываешься вниз. И второй вариант — это грызть гранит науки, цепляться за все, что угодно, и упорно ползти вверх. Вот эта вторая история — это фактически про меня.
Когда я работал в Екатеринбурге, встал вопрос о переезде на Дальний Восток для строительства моста на остров Русский. Мне тогда было 24 года. Я не задумываясь принял решение и двинулся туда, я понимал, что, пока я молод и энергичен и у меня есть желание узнать что-то новое, надо пользоваться любой возможностью. Потому что жизнь дважды такого шанса не дает.
Но до этого я уже прошел путь от ведущего эксперта до начальника отдела, и на уникальную стройку Русского моста я уже приехал в должности начальника отдела контроля качества. И тут опять же такая же интересная история. По образованию я дорожник, но первая запись в трудовой книжке — «монтажник мос-товых конструкций» четвертого разряда. Учили дорогам. А мне надо строить мосты. Ты это знаешь, но менее по-дробно, чем дороги. И вот фактически весь период строительства моста — это еще постоянная работа над собой, потому что мне нужны полные и четкие знания металлоконструкций, ультразвукового контроля сварных швов, конт-роля качества высокопрочного бетона, и так далее, и так далее. Это, честно, большие усилия — и новые знания очень разных конструкций и прочих нюансов строительства мостов дали очень большой стимул в развитии. Именно как инженера. И за период моей работы на Дальнем Востоке я фактически завершил написание своей диссертации и в 2008 году защитил кандидатскую.
И тут, кстати, есть важный нюанс. Все знают про Диссернет. Возможно, для юристов, экономистов, историков это целая проблема — написать диссертацию так, чтобы не позаимствовать что-то где-то. У инженеров все проще, потому что ты занимаешься прикладной задачей. То есть у тебя есть четкая и конкретная задача, у тебя есть лабораторные исследования, потом практическое внедрение, и сама научная новизна у меня была защищена патентом. В технических науках ты, защищая свою диссертацию, никогда не подпадешь под обвинение в плагиате — если, конечно, ты занимаешься реальными делами, то есть что-то моделируешь, конструируешь, проектируешь, если ты это придумал сначала на бумаге или в лаборатории, а потом внедряешь на опытных участках. Занимайтесь реальными делами.
И не забывайте благодарить своих учителей.
После Русского моста я работал в своем родном управлении дорог в Екатеринбурге, пока в четырнадцатом году не было принято решение строить Крымский мост и мне не предложили стать главным инженером. Так вот в 32 года я занялся строительством совершенно уникального объекта. И это уже новый вызов!
Я, технический специалист, должен был освоить еще администраторскую работу. Потому что должен был увязать несколько служб между собой: заказчиков, проектировщиков и подрядчиков, обеспечить и документацию, и контроль качества. Ничего не говорите, если вы этого не делали на практике. Потому что в институте этому не учат, тут учат только ошибки и опыт старших коллег. Мне тут крупно повезло, потому что руководителем службы заказчиков был Роман Анатольевич Новиков, и я мог «списать» с него работу и ориентироваться на его подход.
Надо сказать, что в строительстве мос-тов, а тем более мегамостов, ничего не получается «само». Это всегда хоть и глобальная, но ежедневная рутинная работа с огромной ответственностью. И каким бы ни было твое прежнее образование, через что бы ты ни прошел, тебе все время нужно учиться новому. Потому что этого требует каждая новая задача. Потому что каждое свое техническое решение — а иногда оно бывает единственно возможным — нужно обосновать и грамотно аргументировать. И вот этот скрупулезный сбор обосновывающей информации заставлял меня учиться снова и снова, привлекая к этому делу людей, которые имеют более глубокие познания в той или иной отрасли. То есть, как по мне, сильный руководитель — тот, кто привлекает в свою команду людей более умных и глубоких, специалистов в своей сфере, чем он. Хороший руководитель окружает себя сильными и более грамотными специалистами. Слабый руководитель, боясь конкуренции, пытается привлечь людей послабее. Это губительный подход по самой своей сути. Опять же, приведу пример: на Крымском мосту я назначил начальником технического отдела человека, которому я гожусь в дети. Он, кандидат наук, в свое время был завкафедрой в Сибирском автодорожном университете и был, кстати, преподавателем моего главного инженера во Владивос-токе. Крутой специалист. У таких, как он, ты всегда учишься. Лично я, будучи достаточно сильным специалистом по материалам, по материаловедению, знающим принципы контроля качества, учился у профи в своей команде тонкостям геодезии, нюансам геологических процессов и разным другим важным вещам.
Мне даже ораторскому искусству довелось научиться, потому что нужно было участвовать в документальном фильме про Крымский мост. Пришлось вспомнить, как я участвовал в университетских конференциях. Я в университете по линии профкома прошел путь от профорга группы до члена президиума профкома университета, где тоже в профсоюзных совещаниях участвуешь будь здоров. Аспирантура тоже подразумевает доклады на научных конференциях. Это в большой степени учит тебя не просто ораторскому искусству, но умению доносить техническую мысль.
А это умение, в свою очередь, оказалось очень важным на стройке Крымского моста. Любой объект капитального строительства вообще подлежит регулярным проверкам того же Ростехнадзора. И эти проверки у нас были не реже чем раз в квартал. Да еще плюс ведомственные. И отвечать по ним было моей прямой обязанностью. А это, как все знают, большая нервотрепка. Потому что на объект выходило порядка 40 человек проверяющих — одновременно! Каждый со своими компетенциями, начиная от газового оборудования, котельного оборудования, подъемных кранов, экологии, охраны труда, техники безопасности… И это все огромный пласт работы и колоссальная куча бумаг. Я никогда не забуду, когда у нас одна из проверок закончилась 30 декабря. Я выехал с проверки с актом, врученным мне в 4 часа утра в ночь с 30 на 31 декабря. И нас еще, конечно, по дороге остановили гаишники, потому что это была ночь как раз с пятницы на субботу, когда ездят либо пьяные, либо никто не ездит. А тут строители едут с объекта. Гаишники были страшно удивлены.
А еще я хорошо помню момент, когда увидели на своем пути к финалу стройки, можно сказать, просвет — то есть четкое понимание, что есть отличный результат. Это было после того, как мы произвели монтаж арочных пролетных строений. Потому что ключевое условие для такого монтажа — это несколько суток штиля подряд. Штиль обязательно нужен, чтобы мы могли арки вывести со стапеля, довести их до фарватера и выполнить монтаж. В этой части работы были очень сильные ограничения по высоте волны и по ветру, а с учетом того, что в Керчи постоянные ветра, это была самая, наверное, сложная и самая эмоционально напряженная ситуация. И когда мы уже смонтировали арку автодорожного моста, попав в последнее окно перед осенними штормами, все выдохнули — поняли, что всё, мы установку выполнили.
Ну, в общем, конечно, напряжение мы периодически старались снимать. С учетом того, что это все происходило на берегах Черного моря, отдыхали мы нормально. Но строго между работой. Когда у нас появлялись выходные — это пляж и заплывы в море. Ну и остальной отдых ровно такой же, как вся Россия отдыхает где-нибудь в Анапе. Хотя тут были нюансы. У нас на стройке оказались знакомые сибиряки — те, с которыми мы под Сургутом делали реконструкцию моста. Они приехали в гости к своим коллегам. Это был март месяц, и вот тут им захотелось поплавать в Черном море. Я говорю: «Март месяц — это же холод еще собачий, море-то не прогретое». И услышал гениальный ответ: «Нам, сибирякам, главное, чтобы льда не было!»
Водку, кстати, хорошие строители пьют совсем мало. А шашлыки мы, конечно, любим, как все русские люди. Мне, кстати, ужасно нравится самому готовить еду. Я бы, наверное, мог стать хорошим шеф-поваром какого-нибудь ресторана. Я недавно в Москве для разгрузки мозга ходил по выходным на базовые кулинарные курсы «Новиков-school». Для меня приготовление еды связано, видимо, с какой-то профессиональной деформацией. Для меня это примерно так же, как приготовление асфальта. Вот тебе щебень, песок, битум, минеральный порошок. Смешав эти компоненты, ты можешь получить отвратительный асфальт — так называемый жирный мелкий, а можешь получить прямо идеальный асфальт — щебень к щебню, шикарный, прочный, надежный. То же самое и в еде. Из одних и тех же компонентов можешь приготовить великолепный кулинарный шедевр, а можешь просто испортить продукты. Вот такой у меня строительный подход к кулинарии. Мне важна фактура и консистенция блюда. Сам я люблю кухню разных стран — итальянскую, например. А еще меня поразила ливанская кухня с ее особенностями. Я реально люблю готовить — такой повар-любитель. Самые мои любимые блюда — это, наверное, борщ и плов. Если подходить к ним по-настоящему, то это блюда с очень сложной технологией приготовления.
Колонка Юрия Сафронова опубликована в журнале "Русский пионер" №109. Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".