Найти тему
Александр Дедушка

Кто больше того, кто может воскрешать мертвых? (по отцу Иоанну Крестьянкину)

отец Иоанн Крестьянкин
отец Иоанн Крестьянкин

Отец Иоанн Крестьянкин был нашим современником, но в своих поучениях опирался на опыт святых отцов двухтысячелетней христианской традиции.

Поэтому его слова звучат современно и обладают глубоким весом.

Он много сетовал по поводу того, что современные ему россияне, то есть мы с вами, все глубже и глубже погружаемся в пучину грехов.

И многие свои письма и поучения оставил на эту тему.

Отец Иоанн часто говорит о смирении и способности видеть свои грехи в противовес расцветающей гордыне, которая все больше заполоняет сердца людей.

Он настраивает на серьезную борьбу с ней и предостерегает от нетерпеливого желания одним махом достичь каких-то высот в христианской жизни.

Вот что он пишет в одном из писем:

«Ты унываешь потому, что хочется тебе без труда взлететь на крыльях праведности, а крыльев-то еще нет, учиться же ходить по земле по-христиански, смиренно каждый день разглядывая себя по всей своей немощи, - на это нет ни терпения, ни желания.

А ведь иного пути нет. Недаром же святые отцы говорят, что тот, кто научился видеть свои грехи и молиться об исправлении, больше того, кто даже может мертвых воскрешать».

Итак, вот истина, подтвержденная многими святыми отцами (от св. Исаака Сирина до св. Игнатия Брянчанинова):

Человек, научившийся видеть свои грехи и молиться об их исправлении, выше в глазах Божьих того, кто может воскрешать мертвых.

Если задать себе вопрос, почему так, то легко прийти к следующему выводу.

Способность воскрешать мертвых – это прямой дар Божий. Его никто не может выработать сам в себе.

А любой дар есть дар – он далеко не всегда бывает адекватным заслугам дарополучателя.

Далее, простое возвращение к временной жизни никак не влияет на участь человека в жизни вечной.

Что с того, что жизнь человеческая будет продлена на пару-тройку десятков лет? Ровным счетом – ничего, если это продление никак не связано с духовной жизнью человека.

Но не то, человек, который сумел справиться с двумя величайшими проблемами его духовной жизни:

- научился видеть свои грехи

и

- научился молиться об их исправлении.

Во-первых, как правило, это заслуга самого человека.

Бог, конечно, помогает «старателю» по принципу «Без Меня не можете ничесоже», но главная борьба происходит в самом человеке, через напряжение всех его сил и способностей.

Почему так трудна первая задача – научиться видеть свои грехи.

Она так же трудна, как для ребенка, учащегося читать – научиться за наборами бессмысленных значков и закорючек – увидеть буквы, слоги и слова.

Каждый человек по принципу всеединства – есть вместилище всех возможных человеческих грехов.

Человек есть «микрокосм» или «образ Божий», вмещающий в себя все содержание окружающего мира. Увы – не только хорошее.

Человека не надо было бы спасать, если бы в нем присутствовали только какие-то отдельные «грешки».

Нет – он есть вместилище, или «сточная яма» всех ядовитых испражнений этого мира.

Поэтому его и надо спасать, поэтому Иисус Христос и сказал, что Он пришел спасать не погибающее, а уже «погибшее» (Лк. 19.10).

И тут мы подходим к отправной точке.

«Погибшие» люди мертвы по определению, поэтому они не способны видеть ничего.

Просто потому, что они мертвые.

Вот вам и ответ на вопрос, почему большинство людей никаких своих грехов не видят.

Увы – истина проста и страшна.

Это большинство – есть большинство мертвецов, просто по определению не способных что-либо видеть вокруг кроме чисто материальных предметов.

Что же нужно, чтобы увидеть? Нужно ожить.

Нужно ожить через веру в Иисуса Христа.

Это – отправная точка. С этого момента начинает «долгая дорога в дюнах» - по научению себя духовному зрению.

Именно на этом пути человек и приходит к выводу, что он есть «сточная канава» всех мерзостей мира и способен различить все их многообразие.

Так ожившие и спасенные через веру люди получают возможность духовного зрения.

Но его нужно развивать и подкреплять соответствующими «инструментами». Как подкрепляют физическое зрение микроскопами и телескопами.

И главный из этих инструментов – молитва.

И ей тоже нужно учиться. Учиться, чтобы не впасть в состояние «прелести» или самомнения, противоядием от которого является смирение.

Кстати, в этом же письме отец Иоанн приоткрывает еще одну тайну научения смирению.

Советуя адресату пройти таинство покаяния, и удостоверившись, что он его прошел, он, тем не менее, добавляет:

«Прощение уже получено в Таинстве исповеди, но извещение об очищении получишь после многих трудов и терпения своей немощи».

Очень важное замечание.

Оказывается, сама исповедь (и то в том случае, если она искренняя) – это только «прощение», но отнюдь не очищение от грязи как таковое.

Очищаться ты будешь сам – долгими и долгими трудами.

Это можно сравнить с тем, как упавший грязь, одетый в чужую выданную ему одежду, человек просит прощение у хозяина за ее измазывание.

Прощение-то он получает, но вымыть и вычистить эту одежду он должен сам. Никто его от этого не избавит.

Мало того – его собственные труды по приведению ее в порядок являются критерием искренности его просьбы о прощении.

Так и в нашем случае.

Прощение в Таинстве исповеди получено – а теперь потрудись сам «стирать» свои (точнее даже не свои, а выданные тебе) духовные одежды.

И эта постоянная «стирка» будет длиться всю твою жизнь, и именно это постоянство и постоянное упование в молитве на помощь Божью и должно привести тебя к смирению.

И только, вполне возможно уже на смертном одре, возвращая «вымытые» пожизненной стиркой наши «духовные одежды» их законному обладателю, мы можем получить «удостоверение» (по словам отца Иоанна – «извещение») о действительном очищении.

Небесное ОТК, небесный отдел контроля качества обмануть еще не удавалось никому.