Отец Иоанн Крестьянкин был нашим современником, но в своих поучениях опирался на опыт святых отцов двухтысячелетней христианской традиции.
Поэтому его слова звучат современно и обладают глубоким весом.
Он много сетовал по поводу того, что современные ему россияне, то есть мы с вами, все глубже и глубже погружаемся в пучину грехов.
И многие свои письма и поучения оставил на эту тему.
Отец Иоанн часто говорит о смирении и способности видеть свои грехи в противовес расцветающей гордыне, которая все больше заполоняет сердца людей.
Он настраивает на серьезную борьбу с ней и предостерегает от нетерпеливого желания одним махом достичь каких-то высот в христианской жизни.
Вот что он пишет в одном из писем:
«Ты унываешь потому, что хочется тебе без труда взлететь на крыльях праведности, а крыльев-то еще нет, учиться же ходить по земле по-христиански, смиренно каждый день разглядывая себя по всей своей немощи, - на это нет ни терпения, ни желания.
А ведь иного пути нет. Недаром же святые отцы говорят, что тот, кто научился видеть свои грехи и молиться об исправлении, больше того, кто даже может мертвых воскрешать».
Итак, вот истина, подтвержденная многими святыми отцами (от св. Исаака Сирина до св. Игнатия Брянчанинова):
Человек, научившийся видеть свои грехи и молиться об их исправлении, выше в глазах Божьих того, кто может воскрешать мертвых.
Если задать себе вопрос, почему так, то легко прийти к следующему выводу.
Способность воскрешать мертвых – это прямой дар Божий. Его никто не может выработать сам в себе.
А любой дар есть дар – он далеко не всегда бывает адекватным заслугам дарополучателя.
Далее, простое возвращение к временной жизни никак не влияет на участь человека в жизни вечной.
Что с того, что жизнь человеческая будет продлена на пару-тройку десятков лет? Ровным счетом – ничего, если это продление никак не связано с духовной жизнью человека.
Но не то, человек, который сумел справиться с двумя величайшими проблемами его духовной жизни:
- научился видеть свои грехи
и
- научился молиться об их исправлении.
Во-первых, как правило, это заслуга самого человека.
Бог, конечно, помогает «старателю» по принципу «Без Меня не можете ничесоже», но главная борьба происходит в самом человеке, через напряжение всех его сил и способностей.
Почему так трудна первая задача – научиться видеть свои грехи.
Она так же трудна, как для ребенка, учащегося читать – научиться за наборами бессмысленных значков и закорючек – увидеть буквы, слоги и слова.
Каждый человек по принципу всеединства – есть вместилище всех возможных человеческих грехов.
Человек есть «микрокосм» или «образ Божий», вмещающий в себя все содержание окружающего мира. Увы – не только хорошее.
Человека не надо было бы спасать, если бы в нем присутствовали только какие-то отдельные «грешки».
Нет – он есть вместилище, или «сточная яма» всех ядовитых испражнений этого мира.
Поэтому его и надо спасать, поэтому Иисус Христос и сказал, что Он пришел спасать не погибающее, а уже «погибшее» (Лк. 19.10).
И тут мы подходим к отправной точке.
«Погибшие» люди мертвы по определению, поэтому они не способны видеть ничего.
Просто потому, что они мертвые.
Вот вам и ответ на вопрос, почему большинство людей никаких своих грехов не видят.
Увы – истина проста и страшна.
Это большинство – есть большинство мертвецов, просто по определению не способных что-либо видеть вокруг кроме чисто материальных предметов.
Что же нужно, чтобы увидеть? Нужно ожить.
Нужно ожить через веру в Иисуса Христа.
Это – отправная точка. С этого момента начинает «долгая дорога в дюнах» - по научению себя духовному зрению.
Именно на этом пути человек и приходит к выводу, что он есть «сточная канава» всех мерзостей мира и способен различить все их многообразие.
Так ожившие и спасенные через веру люди получают возможность духовного зрения.
Но его нужно развивать и подкреплять соответствующими «инструментами». Как подкрепляют физическое зрение микроскопами и телескопами.
И главный из этих инструментов – молитва.
И ей тоже нужно учиться. Учиться, чтобы не впасть в состояние «прелести» или самомнения, противоядием от которого является смирение.
Кстати, в этом же письме отец Иоанн приоткрывает еще одну тайну научения смирению.
Советуя адресату пройти таинство покаяния, и удостоверившись, что он его прошел, он, тем не менее, добавляет:
«Прощение уже получено в Таинстве исповеди, но извещение об очищении получишь после многих трудов и терпения своей немощи».
Очень важное замечание.
Оказывается, сама исповедь (и то в том случае, если она искренняя) – это только «прощение», но отнюдь не очищение от грязи как таковое.
Очищаться ты будешь сам – долгими и долгими трудами.
Это можно сравнить с тем, как упавший грязь, одетый в чужую выданную ему одежду, человек просит прощение у хозяина за ее измазывание.
Прощение-то он получает, но вымыть и вычистить эту одежду он должен сам. Никто его от этого не избавит.
Мало того – его собственные труды по приведению ее в порядок являются критерием искренности его просьбы о прощении.
Так и в нашем случае.
Прощение в Таинстве исповеди получено – а теперь потрудись сам «стирать» свои (точнее даже не свои, а выданные тебе) духовные одежды.
И эта постоянная «стирка» будет длиться всю твою жизнь, и именно это постоянство и постоянное упование в молитве на помощь Божью и должно привести тебя к смирению.
И только, вполне возможно уже на смертном одре, возвращая «вымытые» пожизненной стиркой наши «духовные одежды» их законному обладателю, мы можем получить «удостоверение» (по словам отца Иоанна – «извещение») о действительном очищении.
Небесное ОТК, небесный отдел контроля качества обмануть еще не удавалось никому.