«...В лето 6891... заложиша на Гремячеи горе Козма и Демьан». На привычное наше летоисчисление от рождества Христова - 1383 год.
Место это в Пскове какое-то особенное. Укромное, тихое и просторное. Народу там всегда мало, зато много покоя. Рядом возвышается Гремячая башня, под горой течет мелкая, по колено взрослому, Пскова. Когда-то она была вполне судоходной, и ганзейские корабли с товаром плыли вдоль её берегов. По берегам стояли кузницы - как места довольно пожароопасные, располагались они всегда у воды. Псков славился ремесленными изделиями, в том числе кузнечными, да и многочисленные путешественники частенько заглядывали в кузницы подковать лошадь...
По неведомым мне причинам Косьма и Дамиан в Пскове считались покровителями кузнецов, хотя были они врачевателями. Православные, кстати, молятся Косьме и Дамину не только как целителям, но и как покровителям учёбы.
Вообще мне наиболее симпатичны святые деятельные, не торчащие на столпах и не умерщвляющие плоть постом и отсутствием гигиены в дальних пустынях, а несущие добро в реальной практической жизни. (Как говорят на Востоке - легко быть святым на горе Тайшань, попробуй быть святым на базаре... )
Косьма и Дамиан (Кузьма да Демьян, как звали их на Руси), жили, как часто случалось с ранними христианскими святыми, в Римской империи, в Малой Азии, в местности под названием Асия. Когда - дело тёмное, лишь известно, что в V веке храмы в их честь уже возводились. И, опять-таки, как у большинства святых, папа у них, согласно житию, был язычник и консерватор, а мама - христианка. Папе, как водится, было некогда - семья была небедная, за хозяйством надо было присматривать, так что воспитанием отроков в духе христианства занималась мама.
Вскоре папа безвременно почил, и вдова уже без оглядки продолжила воспитание отроков.
Учились братья не только Священному писанию, но и у людей знающих - врачеванию. Парни оказались талантливыми, хорошо разбирались и в болезнях, и в лекарствах, и в травах. Считается, что был у них дар чудотворения, и в отличие от нынешних докторов с узкой специализацией, исцеляли братья-врачеватели всё - от поноса и глухоты до сложных случаев психиатрии и неврологии. Излечив страждущих в одном городе, братья шли дальше, не забыв предупредить исцеленных, что здоровье они получили не по врачебному искусству, а по молитве и божьей милости.
Братья были милосердны не только к людям - лечили они вообще всю живность, хоть домашних ослов, коров и верблюдов, хоть диких зверей, попавших в беду.
Безусловно, при той обширной и успешной практике Косьма и Дамиан легко могли бы утроить отцовское состояние, но были они бессребрениками, и лечили бесплатно. Более того, поскольку всё это делалось во славу божию, договорились они ни в коем случае никаких даров не брать, и друг друга от нарушения этого обета беречь. Но случилось так, что некая богатая женщина по имени Палладия уж очень хотела отблагодарить за исцеление. От богатых даров и денег братья решительно отказались, тогда она поднесла дар символический - три яйца и упросила Дамиана принять их во имя Троицы. Дамиан, видимо, был более мягкосердечен.
Видя искреннее желание отблагодарить, он не отверг дар Палладии, тем более - во имя Троицы... А Косьма, будучи человеком несгибаемой воли и твёрдых убеждений, возмутился этим клятвопреступлением так, что во всеуслышание запретил в будущем хоронить их с братом рядом.
"В ту же ночь явился Господь к Косме и сказал: "Для чего ты скорбишь ради взятых трех яиц? Они взяты не ради мзды, но ради клятвы жены в Мое имя…" Косма утешился, но никому не сказал о своем видении" - говорится в житии. (Тем не менее, житие рассказывает об этом событии, нелогично получается? Ан нет)). В общем, даже Господь не поленился усовестить несгибаемого Косьму.
Через некоторое время, полное неустанных трудов, сначала умер Косьма, а через некоторое время и Дамиан. Завещание Косьмы, высказанное, думается, весьма эмоционально, помнилось, и куда хоронить Дамиана, было решительно непонятно. И вот тут-то и произошло самое удивительное чудо. К молчаливой толпе подошел верблюд, которого, издыхающего, когда-то нашли где-то в пустыне братья, подобрали и вылечили. Верблюд, как видим, братьев пережил, и по воле высших сил поведал ошеломлённой толпе вполне членораздельной речью рассказ о видении Господа Косьме и сообщил о желании Косьмы быть погребенным вместе с братом. Выслушав верблюда, свидетели чуда облегченно вздохнули, положили тела Дамиана и Косьмы в одну серебряную раку и захоронили в местечке под названием Фереман, где вскоре начались новые чудеса исцеления...
Козьму и Демьяна на Руси почитали издавна, в Пскове, например, было сразу два храма, посвященных святым братьям. А вот этот, у Гремячей, был на территории Космодемьянского мужского монастыря.
Как говорили у нас на истфаке, церковь - это коллективный феодал. 18 деревень и одно сельцо принадлежали монастырю - это очень серьёзная недвижимость и отличный доход. Средневековый монастырь это не только сплошной пост и молитва, но и центр ремесла. Оброчный товар и товар собственного производства сбывали на псковском Торгу - 11 лавок принадлежало монастырю! Была и водяная мельница, и угодья для рыбной ловли на Псковском озере. А как иначе прокормить насельников, если большинство дней в году - постные?
От монастыря нынче, кроме храма, сохранилось здание кожевенных мастерских (оно же в другое время - хлебопекарные палаты) да руины "палат в Волчьих ямах"...
Всё, увы, требует реставрации и археологических работ. По стене церкви змеится трещина, а когда-то это был прочный, на века, храм из белого псковского известняка, отделанный "под рукавицу" - мастера руками промазывали раствор и после побелки стены были живыми, а закаты, рассветы и сумерки придавали им голубые, розовые и желтые тона... увы, при Екатерине монастырь был упразднен, в XIX веке храм вообще закрыт, и если бы не некий горожанин Стехновский, отремонтировавший церковь за свой счет и оставивший средства на её содержание, имели бы мы на этом месте руины...
Советская власть, правда, признала церковь художественно-историческим памятником, но на этом дело и закончилось. В войну оккупировавшие Псков фашисты устроили в церкви конюшню. После войны, в 1947 году про церковь вспомнили, обмерили, архитектор Спегальский набросал проект реставрации, и снова до 60-х про храм забыли. Ну как забыли - то ли там было овощехранилище, то ли архив, дело тёмное.
В 1960 году министерство культуры опомнилось и взяло церковь под охрану как памятник республиканского значения. Толку, правда, от этого, кроме таблички на стене "Охраняется государством" не было.
Последние годы храм открыли, но богослужения там всего два раза в неделю. Так что, если повезёт, то можно зайти и посмотреть. Если в следующий приезд в Псков получится попасть внутрь, сфотографирую вам кладку XIV века изнутри. Из-за ветхости все тайны архитектуры распахнуты взгляду...
За сим остаюсь искренне Ваша - Умная Эльза!