Говоря о первоисточнике под названием «Рай и Ад», то на мой взгляд он довольно слаб сам по себе не жали чем предыдущие два романа. На этом в целом можно было, и закончить, однако Джон Джейкс решил рассказать о последствии ведения закона об освобождении рабов. Поэтому так называемый третий сезон успешного сериала потерпел фиаско. Читая книгу, ты как читатель задаёшься вопросом, а кто главный герой новой истории. Джордж Хазард? Мадлен? Или всё-таки Чарльз? В экранизации ставка была сделана на Чарльза Мейна, и его истории. Но интересна ли она как зрителю, так и читателю? В этом отношения это спорный момент. Во-первых, сменился актер, игравший Чарльза Мейна, им стал Кайл Чендлер. Что в целом повлияло на восприятие – поскольку данный актёр выглядит моложе своего персонажа. В 3 сезоне за всё время появляется долгожданный Купер Мэйн, но то что мы видим на экране, не соответствует тому, что мы видим в книге. Смерть Орри объясняют так словно он погиб зря. Его выпуливают из сериала за ненадобностью. Хотя его смерть была объяснена во второй книге, гораздо лучше и именно это надо было взять, а не сокращать. Финал был по настоящему драматичным, что у Чарльза, что у Мадлен. Сценаристы придумали, что у Мадлен есть ребёнок от Орри, но в реальности у неё от него никогда не было детей. Скорей всего в этом отношении сценаристы позаимствовали линию Бретт и Билли, где она действительно рожает ребёнка. Вернув к жизни Екланда Бента было большой ошибкой Джона Джейкса как автора. На его месте в той же больнице в бессознательном состоянии должен был быть Орри, потерявший память. Филипп Краснофф – исполнявший роль Бента значительно, слаб по сравнению с предыдущим сезоном, где его герой был действительно интересен. На мой взгляд самым интересным персонажем и главным антагонистом не только данной ленты, но и всего романа должна была быть Эштон младшая сестра Орри и Чарльза. Если бы сценаристы взяли полный эпизод из романа и смешали его со своей фантазии, тогда бы мы смогли увидеть значительно больше того что нам показали. Они развили этот персонаж, и возможно в сериале появился эпизод, в котором Чарльз и Эштон встречаются. Увидев как низко пала Эштон могло стать хорошей завязкой, если мы не говорим про политические баталии. А ведь именно из-за них сценаристом пришлось роман резать на куски. На что мог быть похож 3 сезон, если всё-таки не было большого сокращения. На ум приходит популярный в своё бремя сериал «Доктор Куин - женщина врач», появившийся на экранах в 1993г, и как раз таки экранизация третьего романа, судя по содержанию книги и должна была походить на подобный проект, поскольку их всё же объединяет один жанр - вестерн. Основная тема романа жизнь после войны, а самое главное найти себя. Именно этим и занимается Чарльз. Война закончилась, но отношения к тем, кто был ранее рабами, не стало лучше. Общество разделилось, и в этом отношении повлияла политика, которая не особо сильно поменялась с приходом поправки в конституцию. Те, кто были рабами, записываются в армию, стараясь найти место в этой жизни, а на деле выступают в виде пешек в новой войне на диком западе. Сам автор в послесловие к своему роману говорит о том, что «несмотря на Линкольна и радикалов, несмотря на поправки к конституции, белая Америка и после войны осталась расисткой. Общество отторгло новый порядок, на короткое время внедрённый кучкой мечтателей».
Итак, роман начинается со сцены, в которой Джордж на празднике по случаю освобождения от войны разговаривает с Тедем Стивенсоном о дальнейшей судьбе Штатов. Этот эпизод вошёл в заключительные серии второго сезона сериала. Уже в третьей главе мы встречаем Дезмонда Ламонтта, являющегося кузеном Джастина - первого мужа Мадлен. Его вообще нет в сериале, хотя именно на него больше похож экранный Куппер. Эштон получила то, что хотела, но зрителю никак не объяснили, как она попала в Санта-фе, и это большое упущение со стороны сценаристов. Она всегда была нимфоманкой так что роль дешёвой шлюхи это по своей сути то наказание, которое она получила за всё содеиное. Побег Эштон из Мексике, где она стала дешёвой проституткой, описан значительно лучше, чем показано в экранизации. Ей помогает в этом Уилл Фэнуэль- комивояжор. Из-за того что при написании сценария создатели сериала старались по скорей закончить историю 3 сезон получился очень слабым. История Верджилии и мистера Стаутта была продолжена в третьем романе и там описаны лучше причины, побудившие Вирджилию застрелить своего любовника. В романе говориться что ей уже был 41 год, и она мечтала о семье и детях, однако мистер Стаутт завёл новую фаворитку. Но автор оказался гораздо умнее сценаристов и он не убивает Вирджилию, как это сделали сценаристы. Эта героиня оказывается гораздо интересней и умней. Возможно кто – ни будь из зрителей, помнит, как в конце второго сезона Мадлен покинув Орри, стала помогать бедным, оставшихся без крыши - беженцам в сериале. Удивительно, но эта арка была у Верджилии Хазард в третьем романе. Старый друг Тад Стивенс предлагает ей место, в котором ранее работала Бретт, ставшая в последствии женой Билли. В конце она находит счастья с неким Сципионом, с которым она познакомилась, работая в приюте. И как раз таки история Верджилии стала бы интересней зрителю, чем история того же Бента.
Углубляясь дальше в романе Джона Джейкса, мы видим три любовные истории. История Чарльза и Уллы - актрисы местного театра, повзрослевшей 15 летней дочери Купера Мари-Луизы и Тео Джекмана, и Джорджа Хазарда ставшего по стечению обстоятельств вдовцом и его отношений с Мадлен. Я прекрасно понимаю, что данная часть, так же как и предыдущая созданная по мотивам романа, однако сконцентрировавшись только на двух историях, сценаристы проиграли самому роману, сделав и так слабую часть трилогии ещё более слабой. Я прекрасно понимаю, что сценаристы, возможно, не хотели погружать зрителей в политические баталии, однако сокращение линей героев привело к абсурду, начатом, ещё во втором сезоне. История Верджилии значительно интересней той, что мы видим на экране. Думаю, со временем зритель мог полюбить эту героиню, если бы сценаристы ничего не меняя, продолжили её историю и в третьем сезоне.
По-хорошему война между севером и Югом разделило общество не на два, а на несколько маленьких лагерей. Если в первом варианте гражданской войны воевал север против юга, то в описанной автором в третьем романе попробовав кровь, а так же политические интриги привели к тому что агрессия жителей, так сказать Америки перенеслась в сторону коренных жителей этой страны – то- бишь индейцев. А так же получившие свободу рабы. С ними боролись жители, объединившиеся в тайные общества как Ку-клукс-клан. А финал истории гораздо интересен того что мы видим в конце. И очень жаль, что он не был реализован на экране, так как описал его автор: когда все герои этой истории Мэйны и Хазарды собрались на промышленной выставке, потому что описанные достижения гораздо интересней того что в итоге нам показали на экране.