Хакару Мори (8-й дан) Менеджер по общим вопросам Такумакай. Мори родился в 1931 году и начал обучаться Дайто-рю айкидзюдзюцу у Такумы Хисы в 1962 году. Он получил сертификат кёдзю дайри в 1965 году и 8-й дан в 1973 году.
Во время Олимпийских игр в Атланте я возлагал большие надежды на
сборную Японии по дзюдо, но в итоге, за исключением нескольких человек, которые выступили довольно хорошо, результаты оказались довольно разочаровывающими.
Просмотр поединков заставил меня снова задуматься о различиях между дзюдо, современным будо, и Дайто-рю, корю будзюцу (старинным боевым искусством).
Оставляя в стороне различия в их боевых форматах и тренировочных режимах, обе системы представляют собой системы боя с пустыми руками, которые имеют общую цель контролировать, бросать и прижимать противника.
Эти два искусства начинают расходиться, прежде всего, в разнообразии и объеме используемых техник, а также в типе используемой силы и способах ее применения.
Как говорил Томики Кэндзи, большинство приемов дзюдо применяют силу в двух точках и в двух направлениях, чтобы атаковать противника там, где он механически слаб, бросить его или сбить с ног и прижать. В Дайто-рю мы применяем силу в одной точке и в одном направлении, используя принцип «айки» для атаки как механически, так и физиологически слабых мест.
Айки, о которой здесь говорится, - это техника, используемая для плавного манипулирования противником, подавляя его сознательные движения и
заставляя его полагаться на бессознательные движения, движимые инстинктом
самосохранения. Это самая отличительная черта Дайто-рю и принцип, который мы стремимся развивать посредством постоянных тренировок.
Дзюдо использует множество впечатляющих техник с использованием ног, чтобы сбить противника. Дайто-рю использует технику ног, основанную на более тонком методе -«остановись, прикоснись и сделай шаг», который, хотя и не такой яркий, очень точный и производит замечательные эффекты.
Основатель Такумакай, Такума Хиса, сначала обучался Дайто-рю у Уэсибы Морихея (который ушёл от Сокаку Такэды и начал развивать свой собственный путь) с 1933 по 1936 год в додзё издательства Асахи Симбун в Осаке. Он продолжил тренироваться под руководством самого Сокаку — изучая техники, применяемые Сокаку в последние годы жизни, — пока в марте 1939 года не получил мэнкё кайдэн (лицензия о полной передачи знаний).
Хиса обучал своих учеников приёмам из каждой из трех основных категорий, то есть болевым приёмам на суставы, ударам в жизненно важные точки и техникам айки — обширный репертуар, содержащий все этапы от сёдэн (базовых передач) до кайдэн (полных передач).
Он систематизировал эти приемы в соответствии с типом атаки, против которой они должны были применяться (сёмэн ути, рёто дори и т. д.), и обучил всему, что смог вспомнить, от самого простого до самого продвинутого. Он также преподавал техники айки и заканчивал ими каждое занятие.
Такой подход с самого начала развил наш интерес к технике айки и дал нам естественную способность находить адекватные ответы на любую атаку. Это был чрезвычайно рациональный метод обучения сути техник и вариаций, и он дал нам возможность продолжать углублять наши знания.
Хиса сфотографировал техники, которым обучали Уэсиба и Такэда, и затем объединил их в 11-томную книгу под названием «Содэн сясинсю» (есть также
довольно много техник, которым нас научили, которых нет в Содэн).
По его словам, первые шесть томов содержат техники, которым учил Уэсиба, а те, что начинаются с Седьмого тома, содержат техники, которым учил Такэда. Интересно, что когда мы начинаем с первого тома и практикуем все техники вплоть до 11-го тома, при переходе от техник Уэсибы к техникам Такэды не возникает ощущения разрыва. Между методиками обоих учителей нет заметной границы, и, хотя они, возможно, обучали на разных уровнях, их навыки, по-видимому, были качественно одинаковыми. Хиса тоже иногда упоминал об этом факте.
После смерти Хисы в 1980 году мы получили наставления по техникам сёдэн
118 кадзё («-кадзё» - суффикс, обозначающий элементы, существующие в наборе или серии) от Токимунэ Такэды, который планировал объединить различные стили Дайто-рю. В рамках нашей поддержки этих усилий мы начали стандартизировать наши базовые техники с теми, которым он обучал, и активно искали его наставлений в этом отношении.
К сожалению, Токимунэ умер до того, как мечта о едином Дайто-рю была осуществлена. С тех пор мы постепенно восстанавливаем наши базовые техники, чтобы они соответствовали тем, которым нас учил Хиса. При этом мы обнаружили, что невозможно естественным образом перейти от техник, которым учил Токимунэ, к тем, которым учил Хиса. Мы знаем по опыту, что легко перейти от техник Содэн к техникам сёдэн, но есть много людей, которым трудно сделать обратное.
Техники сёдэн Токимунэ представляют собой полностью разработанную и очень тонкую систему, но техники Содэн настолько различны, как в базовых техниках, так и в движениях, что они похожи на два разных стиля.
ДАЙТО-РЮ АЙКИДЗЮДЗЮЦУ.
ТЕХНИКИ ТАКЭДА СОКУКА, ПЕРЕДАВАЕМЫЕ В ДАЙТО-РЮ АЙКИДЗЮДЗЮЦУ ТАКУМАКАЙ.
Тати вадза – техники, выполняемые стоя
Ёко мэн ути – удар ребром ладони в голову сбоку
Из «Каннагара но Будо» в «Содэн» («Каннагара но будо» - это работа Такумы Хисы, опубликованная в 1940 году и содержащая избранные техники из Содэн).
Эта техника называется сихо нагэ (бросок на четыре стороны) и может использоваться для броска атакующего в любом направлении.
В тот момент, когда нападающий начнет наносить удар правой рукой, используйте левую руку, чтобы принять удар, одновременно отводя левую ногу на полшага назад и нанося удар правой рукой в лицо нападающего. Воспользуйтесь преимуществом, созданным, когда противник вздрагивает, чтобы быстро развернуть его и бросить на спину, а затем прижать, как показано ниже.
Такэси Кавабэ, кёдзю дайри (инструкторская лицензия)
Aikido Journal #112 (1997)