Так уж вышло, что в силу профессии, я поездил на многих электромобилях. В свое время первой "электричкой" в моей практике был Nissan Leaf. Представительство компании тогда изучало наш рынок и они привезли в Россию один экземпляр. Увы, встреча была короткой. Запас хода у этого экземпляр был не большой, да инфраструктура в Москве отсутствовала напрочь.
Когда Илон Маск начал продажи своего первого серийного автомобиля Model S то, естественно поездил я и на нем. Правда люди привозившие эти машины дали покататься на ней не более шести часов, да и то, рядом сидел представитель компании. Первым моим знакомым кто приобрел этот лифтбек стал главный редактор газеты "Авторевю" Миша Подорожанский. Он наверное предоставил ее на тест наибольшему числу журналистов и знакомых. Кстати пересел в экзотический Михаил из салона годовалого бензинового #Porsche 911 Но, я как-то просить его об услуге постеснялся. При этом, работая на радио, я неоднократно делал программы, куда приглашал Мишу.
Вторым знакомым был тоже коллега и приятель Никита Небылицкий. Но он постоянно живет в Испании и ездить к нему только для того что бы покататься на Tesla я не спешил. Кстати у Никиты две Model S, причем на одной он ездит по всей Европе, к сегодняшнему дню пробег перевалил за 200 тысяч километров.
Но вот, в России, а вернее в Москве появились зарядные станции. И производители стали привозить, опять для пробы, свои электромобили. И первой машиной которая оставалась у меня надолго стал #Volkswagen Golf-e. Ох и намучался я с ним. Считая себя "умным" я перед тем как взять из пресс-парка машину посмотрел в интернете все ближайшие зарядные станции. Но в реальности их просто там или не оказалось, или места были заняты обычными авто с ДВС. Хотя о том, что это место зарезервировано для электричек, было написано довольно крупными буквами. Мне даже пришлось звонить в компанию Porsche и просить их о помощи, у фирмы в то время появился Plug-In гибрид #Panamera. Да и пробег у хетчбэка был мизерный, всего 200 километров, в реальности он проезжал лишь 160-170.
Взяв через некоторое время на тест первый электрический #Jaguar I-Pace я чувствовал себя более уверенно. Зарядки в Москве множились, пополнять аккумуляторы стало проще. Но это снова были лишь две недели. Потом были электрические #Audi разных видов, но снова тесты были краткосрочными. Но вот когда мне позвонили из представительства того же Jaguar/LandRover и предложили совсем новый "джаг" на длительный тест, то я конечно же загорелся. Месяц за рулем электромобиля это уже было что-то. Все отчеты, кстати, выложены на моем канале АвТОгус. Вот ссылки Golf-e, Jaguar 1, Jaguar 2.
Но вот мой товарищ, Сергей большой друг коллег из Авто Премиум Груп, решил сделать мне подарок. Он сказал, что с 5 мая я могу забрать его #Tesla 3 в любое удобное время и ездить сколько захочу. В общем я не отдавал машину(!) два месяца. И вот решил поделиться впечатлениями от нее.
Про дизайн говорить не стану, тут пусть каждый решает про себя. Мне понравился. Спорить и доказывать что-то никому и ничего не собираюсь.
А вот почему это все же машина или гаджет, а не привычный нам #автомобиль расскажу, но позднее. Как я уже писал выше, я ездил, именно ездил, а не катался три-четыре часа всего на трех электромобилях, это были Nissan, Jaguar, Audi, так вот все машины лишенные ДВС по какой-то непонятной мне причине имеют кнопку активации «стартера». Но его нет и быть не может. Единственный в мире автомобиль на электротяге который интуитивно понятен и сделан без оглядки на своих бензиновых собратьев это именно Tesla. Я понимаю почему это произошло. Дело в том, что команда Маска никогда не производила машины с двигателем внутреннего сгорания, над ними не довлел исторический опыт. Может быть поэтому построенный на энтузиазме гаджет на колесах столь интуитивно понятен и имеет массу преимуществ.
Вот смотрите, у него нет кнопки активации, ты просто подходишь к автомобилю, открываешь двери, пристегиваешься, нажимаешь педаль тормоза и машина «оживает». Ты переводишь селектор в положение «Drive»/»Reverse» и машина(!) начинает движение. Только у Tesla нет «ручника», он не нужен, ведь в большинстве современных машин он электронный и затягивается или распускается сам. Почему, ну почему это есть именно у Tesla и больше ни у кого? В Porsche вообще учудили, они расположили ненужную кнопку Стар/Стоп по традиции, по левую руку. Ребят, вы чего? Зачем все это нужно?
Как выйти из Tesla? Переводишь селектор «Parking» выходишь из машины и все! Никаких лишних телодвижений. Просто вышел и все. Проще некуда. Почему нам пытаются впарить кучу ненужных и даже лишних кнопок? Кто придумал, что нужно обязательно «заводить» или «глушить» машину?
Кнопки всего две. Это две крутили на рулевом колесе. Зато в центре стоит огромный полноцветный и не бликующий в любую погоду монитор бортового компьютера. С его помощью можно делать все, что угодно. К примеру, задать профиль водителя. Настройки руля, зеркал и сидений не собьются. Список пользователей не ограничен.
Только у Tesla можно докупать не установленные режимы. К примеру вы не стали заказывать автопилот. Но потом захотели его иметь. Для этого нужно просто получить обновление. Программное обеспечение, правда после оплаты, загрузится самостоятельно.
Есть специальный "собачий" режим и режим защиты от перегрева салона. Если животное в машине, то она не выключит "кондей". Больше того на дисплее будет гореть надпись мы скоро вернёмся, у собаки есть чистый воздух. Если вы бросили машину под палящим солнцем, то она при перегреве салона сама включит кондиционер и не даст ему нагреться. Само движение воздуха тоже очень хитрое. Направление движения воздушных потоков идет по перпендикулярному циклу, задать нужный вектор можно самостоятельно.
Ну есть режим записи на стоянке. Если кто то стукнет ваш автомобиль или просто попытается поцарапать, то машина тут же запишет видео и пришлет владельцу.
Он может мигать фарами на праздник. Есть специальная программа, есть игры, понятно, что это ребячество, но предстаньте, что бы в режиме игры управляете виртуальным автомобилем, настоящим рулем своей машины.
Еще одна фишка это режимы движения, они не такие как у всех. При движении вы видите не только то, что происходит перед вами. Машина показывает вам, сколько именно автомобилей впереди, и по бокам. Конечно же и в "мертвых" зонах. Она может различать транспортные средства, "видит" легковушки, кроссоверы, грузовики. Даже мотоциклистов и велосипедистов покажет. На светофоре вы можете не смотреть за сигналом, "электричка" сама предупредит, что зажегся "зеленый".
Если активирован "круиз", это делается нажатием подрулевого переключателя вниз, то Tesla будет удерживать скорость и видеть препятствия. Она сама подаст сигнал, если сближение будет критическим. Если же качнуть рычаг два раза, то включится автопилот. Тогда седан будет не только ехать ровно посредине полосы, тормозить и разгоняться самостоятельно, но и при включении подворотников самостоятельно перестраиваться из ряда в ряд. Еще она сама паркуется и даже может приехать к хозяину.
#Электромобиль доставшийся мне имел новое программе обеспечение. И он мог двигаться, что называется в одну педаль. Тормоз вы трогаете лишь один раз. Когда садитесь в машину, дальше она делает все сама. Сама тормозит, при чем для этого нужно просто убрать ногу с акселератора. Тормозные механизмы не используются, вернее могут быть задействованы в крайнем случае. В остальных, используется рекуперация. И да, бояться, что вы останавливаетесь и вас не заметят не нужно, машина сама включит стоп-сигналы.
Что касается зарядных станций, то их в Москве, по крайней мере сегодня достаточно. Да, приходится скачивать несколько приложений, но в них вы можете забронировать "колонку" за собой. И там точно никто не сможет встать. Но это все, так называемые, долгие зарядки. У меня была Tesla Long Range с двумя моторами. Учитывая мой образ жизни, то паспортного пробега в 400 км мне хватало надолго. Но, если бы я купил этот автомобиль, то скорее всего заказал бы место в МГТС, там стоит быстрая зарядка, да и расположена она в 900 метрах от дома. Так же мне удобно было ездить в Сколково. Там тоже стоит четыре родных зарядных станции, кстати все это бесплатно. Пока, по крайней мере. Кстати не смотря на огромную и я бы сказал даже избыточную мощность, налогов платить тоже не нужно.
Теперь про дальние поездки. Вот тут, увы, уже тяжеловато. К примеру можно съездить в Питер или даже в Финляндию. Если на М10 стоят обычные колонки, то на М11 уже есть трехфазники. По крайней мере брат моего друга доехал до Хельсинки без проблем в феврале этого года.
Так почему же это не автомобиль, а машина? Ведь Tesla очень не плохо ездит, внятно управляется и довольно комфортна. Кстати динамике могут позавидовать многие спорткары. Да, есть проблемы с шумоизоляцией, я имею ввиду в "трешке", и излишне жесткой подвеске. Дело в том, что в отличие от конкурентов это действительно гаджет, но на колесах. В него можно загружать любые доступные программы, правда теперь не у нас. Он будет думать за вас, ездить, парковаться, тормозить, охлаждать салон в общем многое из того, что обычные автомобили делать просто не умеют. И он из 21 века, а не из 20 и лично меня это подкупает.