Молодёжь — будущее страны. Государственные программы направлены на воспитание молодого поколения, приобретение им системы ценностей: патриотизм, когда на первом месте интересы родины, знание истории.
В СССР в 40-е – 80-е годы 20 века был организован Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ), объединивший в своих рядах большинство молодых людей.
Основным принципами комсомола было единомыслие всех его членов, преданность Родине. Чтобы воспитать «коммунистического человека» партия ставила перед комсомолом важные цели: победить в Гражданской войне, восстановить страну из разрухи, построить Московский метрополитен, ДнепроГЭС, стать ударником стахановского движения, провести коллективизацию в деревне. Для формирования гражданина, преданного родине, поддерживающего идею построения коммунизма, власть предлагает привлекательные для развития личности парашютный спорт, моделирование самолётов, научные кружки. Примером служило Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим), где тысячи молодых людей прошли курсы лётчиков, парашютистов, обучились стрельбе, получили хорошую физическую подготовку. Это помогло государству в 1941 г. получить кадры, которые в короткие сроки оказались готовы дать отпор агрессии нацистской Германии.
Закончилась война. Комсомольцы оказались на переднем крае по восстановлению разрушенного народного хозяйства. 3 млн. комсомольцев трудилось на важных объектах: Братская ГЭС, Белоярская атомная станция, Байкало-Амурская магистраль имени Ленинского комсомола, нефтепровод «Дружба». Полмиллиона комсомольцев поднимали целинные земли, решая продовольственный вопрос.
Однако в комсомольском движении присутствовали негативные моменты: неприятие мнений, отличных от «генеральной линии партии», доносительство. Индивидуальность, собственное мнение воспринимались как инакомыслие, предательство идей коммунизма, человек становился изгоем в комсомольской среде, получал скверную характеристику, его сторонились бывшие товарищи. Эти противоречия привели к расколу монолита, который представлял собой комсомол. Кроме того, свободная западная культура оказала значительное влияние на оживление молодёжи. На этом фоне появляются субкультуры, отличные от комсомола.
Одно из них движение стиляг, отличительной чертой была яркая модная одежда. Девушки на высоких каблуках, юноши в узких брюках и рубашках красочных расцветок, привлекающие внимание причёски соответствовали западной моде битников. Танцы под свинг, буки-вуги любимое занятие. В народе неодобрительно показывали на них пальцем. Комсомол начал жёсткую борьбу с этим явлением, позорившим советского человека. Вылилось это в откровенную травлю: комсомольские дружины задерживали стиляг на улицах, насильно отрезали длинные волосы, укорачивали штаны.
Другое течение в молодёжной среде — хиппи. Конечно, узнаваемы по небрежному внешнему виду: джинсы, длинные волосы (патлы). Неприятие дисциплины, употребление наркотиков, посещение запрещённых концертов западной музыки приводило к преследованию их властями. Советские люди считали их хулиганами.
Русский панк как музыкальное направление привлекал молодых людей свежестью, мятежностью духа. Неизбежные стычки с властными структурами заканчивались задержаниями.
Молодёжные субкультуры существуют сегодня, правда, дух бунтарства поутих. В истории каждое движение сыграло свою роль, показав молодёжь свободолюбивой, со своим видением мира. Изучение субкультур повысит познавательные способности детей, кроме того, имеетприкладное значение, опыт молодёжных течений находит место в воспитании подрастающего поколения.