Найти в Дзене
Деревенский дед

Необычная военная техника, опередившая время, но так и не поставленная на вооружение. Часть 1

История наработок в области вооружения и военной техники (особенно, в довоенный период) хранит немало любопытных конструкторских решений, хоть и не попавших в силу разных причин в массовое производство, но заставивших в своё время изрядно восхищаться их неординарностью и предрекать им перспективное будущее. Самих же изобретателей называли не иначе, как «опередившими время».

Давайте заглянем на свалку истории и рассмотрим оказавшиеся невостребованными необычные отечественные экземпляры...

«Нетопырь» тогда и сегодня: а действительно чем-то напоминает летучую мышь! Фото https://vk.com.
«Нетопырь» тогда и сегодня: а действительно чем-то напоминает летучую мышь! Фото https://vk.com.

1. Эту боевую машину гигантских размеров упоминают в легендах под разными экзотическими именами - «Нетопырь», «Мастодонт», «Мамонт»… Да и вообще о Царь-танке почти не сохранилось какой-либо информации. Известно лишь то, что во время Первой мировой войны в России придумали, построили и даже испытали огромный колёсный агрегат размером с трёхэтажный дом! В основу оригинального и амбициозного проекта была заложена идея передвижения среднеазиатской повозки-арбы, которая благодаря колёсам большого диаметра способна легко преодолевать любые неровности. Собственно, танком как таковым (в общепринятом понимании) он не являлся, а больше походил на колёсную боевую машину. Два огромных спицевых передних колеса имели диаметр примерно 9 м., задний же каток был полутора метров в диаметре. На выступающих за плоскости колёс крайних точках корпуса были спроектированы места для пулемётов. Проектная скорость передвижения машины составляла 17 км/час.

По результатам испытаний был сделан вывод об общей непригодности опытного образца к использованию в условиях боя: уязвимость машины зашкаливала, и обычный залп шрапнели по спицам выводил танк из строя, а гигантские размеры и невысокая скорость делали его идеальной мишенью. Единственным плюсом являлся, пожалуй, лишь психологический эффект: подавляющему большинству простых солдат тех лет подобная машина могла разве что присниться в кошмарных снах! В общем, проект закрыли, а построенный экземпляр ещё долгие годы ржавел в лесах Московской области.

Сравните супертанк Гротте с обычным! Фото https://vk.com.
Сравните супертанк Гротте с обычным! Фото https://vk.com.

2. В начале 1930-ых в СССР под руководством немецкого инженера-конструктора Гротте был разработан проект исполинского сверхтяжёлого танка ТГ-5, который из-за внешнего сходства и габаритов напоминал наземный линкор.

По замыслу это была машина с 3 или 6 башнями, десятком орудий и бронёй до 300 мм. Четыре корабельных двигателя мощностью по 24 тыс. л.с. каждый должны были обеспечивать танку скорость до 60 км/ч. Как и некоторые другие сомнительные проекты, он не пошёл в серию из-за высокой сложности, огромной стоимости и ошибок при проектировании.

Можно ли считать это изобретение А.Пороховщикова первым лёгким российским танком? Фото https://vk.com.
Можно ли считать это изобретение А.Пороховщикова первым лёгким российским танком? Фото https://vk.com.

3. Военные историки утверждают, что первую в мире боевую гусеничную машину (танк) построили именно у нас - и им стал вездеход Пороховщикова. Самым оригинальным в этом проекте был движитель. Для передвижения по бездорожью конструктор предусмотрел одну гусеницу, расположенную под корпусом, и два управляемых рулевых колеса справа и слева.

В ходе официального представления в июле 1915 года вопреки техническим расчётам «Вездеход» не показал ожидаемого результата. Более того, механизм поворота на ходу оказался крайне ненадёжным, конструкция ходовой части была признана несовершенной (гусеница то и дело соскакивала с барабанов).

Построенный Александром Пороховщиковым прототип боевой машины вполне мог в итоге привести к появлению первого малого русского танка (именно такая идея была заложена изначально), если бы не... А этих «если бы не» сложилось сразу очень много. Результат оказался предсказуем: в феврале 1916 года проект (даже не будучи доведённым до войсковых испытаний) был окончательно закрыт, как не показавший заявленных возможностей.

Извечная мечта человека о крыльях воплощалась порой и в такие немыслимые проекты! Фото https://vk.com.
Извечная мечта человека о крыльях воплощалась порой и в такие немыслимые проекты! Фото https://vk.com.

4. Пожалуй, самой авантюрной (даже бредовой) можно назвать попытку конструкторов создать «летающий танк» - этакую универсальную машину, которая и пуль не боится, и стреляет неплохо, по шоссе и бездорожью едет быстро. А если ещё и летать научить- то ей вообще цены бы не было! Актуальность этой темы заметно возросла с появлением в 1930-ые годы первых воздушно-десантных соединений.

Первым делом танки попытались подвесить к самолёту и сбрасывать на парашюте. В 1935 году на вооружение Красной Армии была принята разработанная Гроховским подвеска для перевозки лёгких танкеток Т-27 (и даже танков) под брюхом тяжелого бомбардировщика ТБ-3, которая позволяла опускать их на парашюте с диаметром купола 30 метров. Но с танками получился облом: при ударе о землю они зачастую выходили из строя…

В годы войны тема нашла своё продолжение: малоизвестное конструкторское бюро Антонова получило срочное задание Наркомата авиационной промышленности «на создание десантно-транспортного планера для переброски лёгких танков в расположение партизанских отрядов и окружённых частей Красной Армии». Проект получил название «Крылья танка». Антонов предложил оборудовать танк Т-60 (тот весил около 6 тонн) съёмными крыльями и буксировать этот «планер» за бомбардировщиком ТБ-3 или Ил-4. Предполагалось, что танк будет отцепляться от буксировщика за 20-25 километров до цели, планировать и садиться. Поднять его можно было лишь при значительной площади несущего крыла, поэтому крыло планера для уменьшения размаха сделали бипланным (впрочем, размах всё равно получился внушительным - 18 метров).

Планер изготовили в апреле 1942 года в Тюмени, куда было эвакуировано КБ. Лётные испытания проходили под Москвой осенью того же года. Взлёт прошёл нормально, но вскоре моторы ТБ-3 стали перегреваться из-за отсутствия мощности. Скорость дошла до отметки 130 км/час, но поднять танк удалось лишь на высоту 40 метров. Оценив обстановку, командир ТБ-3 принял решение вывести «КТ» в район аэродрома Быково и отцепить планер.

Вскоре дальнейшие работы по проекту были прекращены из-за отсутствия мощных самолётов-буксировщиков, а в конце того же года сняли с производства и танк Т-60. В акте об испытаниях опытного образца указывалось, что «задача создания летающего танка в целом решена, но в его конструкции допущены определённые ошибки».

Летающий танк так и остался символом несбывшихся чаяний человека… Фото https://soldat.pro.
Летающий танк так и остался символом несбывшихся чаяний человека… Фото https://soldat.pro.

Рассказ о том, как обстояли дела с чудными довоенными изобретениями у капиталистов, во второй части публикации...

Читайте мои предыдущие публикации на канале:

Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!