Вспоминаем аварии и происшествия с отечественными подводными лодками. Используем открытые источники, их перечень - в конце статьи. Цель - вспомнить, уточнить, сделать выводы, может быть это поможет правильно оценивать и современные события. И не делим героев подводников "на своих и чужих", они все подводники русского флота, которые выполняли свой долг как могли, как понимали, как верили, в том числе и в революцию, и новую жизнь. И здесь вспомним, что повреждения подводных лодок от тяжелой ледовой обстановки на Балтике в 1918-1919 году были не только следствием суровой военно-политической необходимости, и не совсем "грамотного" планирования боевых действия подводных сил Советской республики.
Итак, мы прошлый раз познакомились с условиями в которых подводные лодки Балтийского флота совершили переход из Гельсингфорса в Кронштадт. Если что - читать ЗДЕСЬ. Большинство лодок дошло, но не всем лодкам удалось закончить переход успешно...
9 марта 1918 года из Ревеля, уже под огнём немцев, пытались увести в Гельсингфорс подводную лодку «Единорог», стоявшую в ремонте после посадки на камни в 1917 году. Лодку взял на буксир минный транспорт «Сухона». Ремонт субмарины ещё не был завершён и в кормовой части лодки оставалась течь. Во время перехода фильтрация воды внутрь корпуса значительно усилилась и лодка начала терять запас плавучести. Ситуацию усугубляло то, что на борту «Единорога» ещё не было даже аккумуляторной батареи, отчего полностью бездействовала водоотливная магистраль. Поэтому откачивать поступавшую воду приходилось с помощью сопровождавшего ПЛ парохода «Церель». Время от времени «Единорог» швартовали к борту парохода, с его борта подавались шланги, и производилась откачка воды.
Так продолжалось до 13 марта. Вечером начался шторм. Волнами и под напором льда у лодки оторвало кормовые швартовы, и корпус субмарины начало сильно бить о борт парохода. Это вынудило «Церель» прекратить откачку воды и отойти от лодки. Вода продолжала поступать, а отсутствие переборок только способствовало её распространению по всему кораблю. Экипаж был вынужден покинуть медленно тонущую субмарину и перебраться на буксирующий её транспорт. Едва закончилась эвакуация людей, как лодка стала почти вертикально и затонула посреди Финского залива в районе маяка Кокшер, на виду у многих команд кораблей, следовавших во льдах в Гельсингфорс.
Прошло немного времени, и 1 мая 1918 года в Петрограде, на Неве, прошёл первый парад кораблей Красного Балтийского флота. Наряду с другими кораблями в параде участвовали подлодки, которые, несмотря на тяжёлые повреждения, полученные в ледовом походе, были отремонтированы. Но это были не последние ледовые приключения подводных кораблей - участников «ледового похода».
С 27 по 29 ноября состоялся первый в истории уже советского подводного флота боевой поход подводной лодки. Его выполнила знакомая нам подводная лодка «Тур» (тип «Барс») под командованием военмора Н.А.Коля. Лодка, с целью разведки мест базирования английских кораблей, обследовала южную часть Финского залива до Ревеля.
Подводная лодка «Тур» в свой следующий боевой поход, начавшийся было 11 декабря, смогла выйти из Петрограда только после трёхдневной работы ледоколов (не удивительно - декабрь). Когда они дошли до кромки ледяных полей и «Тур» всё же выдернули из битого льда, лодку пришлось тут же разворачивать и вернуть назад в Петроград. Столь велики и многочисленны оказались повреждения корпуса и надстроек, из-за чего «Тур» долгое время простоял в ремонте.
В эти дни по тем же причинам среди пострадавших оказалась ещё одна знакомая нам подводная лодка - «Рысь» (тип «Барс»), которую затёрло льдами в Морском канале.
В декабре 1918 года командир подводной лодки «Пантера» Бахтин получил секретную радиограмму - произвести разведку рейда гавани Ревеля. 23 декабря лодка за ледокольным буксиром «Ораниенбаум» покинула забитую льдами Кронштадскую гавань. В походе «Пантера» (тип «Барс») была застигнута сильным штормом. Все надстройки оказались покрытыми толстым слоем льда. Пока штурман пытался под ледяными валами, шедшей в надводном положении лодки, определиться с местоположением своего корабля, перископы «Пантеры» обмерзли так сильно, что невозможно было их ни поднять, ни опустить. К тому же они не вращались, и в них вообще ничего не было видно. При погружении, в надежде, что наледь будет смыта, один из перископов, создававший слишком большое сопротивлении волне из-за нароста льда, оказался погнут встречным напором воды.
А. Н. Бахтин в своём рапорте об этом «походе» докладывал: «...с обледенелыми люками, которые нужно расхаживать перед погружением, бездействующим радиотелеграфом, ненадёжными торпедными аппаратами, замерзающими перископами и не стреляющими пушками лодка делается совершенно бессильной при встрече с неприятелем, не будучи в состоянии не только атаковать его, но даже своевременно погружаться, а движущиеся ледяные поля делают походы окончательно невозможными».
Впрочем, на аргументы командира мало кто обратил внимание и 15 января 1919 года «Пантера» получила новое задание. В 11:00 подводная лодка вышла из Кронштадта и вслед за ледоколом «Тосмар» направилась в Нарвский залив, предполагалось, что там будет проведена высадка десанта белогвардейцев. Запасов угля на ледоколе хватило лишь на сутки пути, и утром 16 января он ушёл в Кронштадт за топливом.
«Пантера» сама попыталась пробиться к цели. Но своих сил хватило не надолго. У Шепелевского поворотного буя субмарина оказалась зажата льдом. Дрейфующий лёд потащил лодку на минные заграждения. Отдали якорь, но его сопротивления оказалось мало. Бахтину пришлось срочно просить помощи ледокола, отправив на берег тревожную радиограмму. До подхода ледокола «Пантера» попыталась пробиваться к Кронштадту сквозь лёд под дизельными двигателями. Однако машинные кингстоны быстро забило льдом. Пришлось перейти на движение под электромоторами, но никто не знал, на сколько в таких условиях хватит запасов энергии аккумуляторных батарей. Поздно вечером к «Пантере» подошёл ледокол «Ораниенбаум», и, следуя за ним, лодка смогла вернуться в Кронштадт. Напором льда у неё помяло обшивку лёгкого корпуса и погнуло лопасти винтов. Требовался ремонт, который начался только спустя месяц.
20 января 1919 года в Кронштадт пришла подводная лодка «Рысь», командир Данюшевский. Субмарине тоже требовался долгий ремонт в результате повреждений полученных при плавании среди льдов.
Лишь после этого командование Балтийского флота осознало, что в сложившихся условиях лодки в море посылать не следует. Итогом уже отданных приказов стало то, что ПЛ «Тур», «Пантера» и «Рысь» всю оставшуюся зиму и весну простояли в ремонте, который завершился только в мае.
Вот так можно лишиться трех подводных лодок, причем без участия противника.
Источники: Лисин,С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/ С.А.Лисин. - СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; Ковалёв, Э. Рыцари глубин:Хроника зари российского подплава /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2005. - 445 с.; Ковалёв, Э. Короли подплава в море червоных валетов: Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918-1941 гг. /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2006. - 428 с.; Мужеников, В. Аварии и катастрофы подводных лодок 1901-2001. Часть 1. /В.Б.Мужеников. - СПб: "Галея-Принт", 2003.- 169 с.; Быховский, И. Героическая Пантера / И.А.Быховский. - Калининград, 1966. - 80 с.; Дмитриев, В. Атакуют подводники/ В.И.Дмитриев. - М.: Воениздат, 1973. - 368 с.;