Найти в Дзене
Navygaming Channel

Авария субмарины /54. Во льдах всегда не просто: "Походы во льдах - дело не простое.

Вспоминаем аварии и происшествия с отечественными подводными лодками. Используем открытые источники, их перечень - в конце статьи. Цель - вспомнить, уточнить, сделать выводы, может быть это поможет правильно оценивать и современные события. И не делим героев подводников "на своих и чужих", они все подводники русского флота, которые выполняли свой долг как могли, как понимали, как верили, в том числе и в революцию, и новую жизнь. И здесь вспомним, что повреждения подводных лодок от тяжелой ледовой обстановки на Балтике в 1918-1919 году были не только следствием суровой военно-политической необходимости, и не совсем "грамотного" планирования боевых действия подводных сил Советской республики.

Итак, мы прошлый раз познакомились с условиями в которых подводные лодки Балтийского флота совершили переход из Гельсингфорса в Кронштадт. Если что - читать ЗДЕСЬ. Большинство лодок дошло, но не всем лодкам удалось закончить переход успешно...

9 марта 1918 года из Ревеля, уже под огнём немцев, пытались увес­ти в Гельсингфорс подводную лодку «Единорог», стояв­шую в ремонте после посадки на камни в 1917 году. Лодку взял на буксир минный транспорт «Сухона». Ремонт субма­рины ещё не был завершён и в кормовой части лодки оста­валась течь. Во время перехода фильтрация воды внутрь кор­пуса значительно усилилась и лодка начала терять запас пла­вучести. Ситуацию усугубляло то, что на борту «Единоро­га» ещё не было даже аккумуляторной батареи, отчего пол­ностью бездействовала водоотливная магистраль. Поэтому откачивать поступавшую воду приходилось с помощью сопровождавшего ПЛ парохода «Церель». Время от времени «Единорог» швартовали к борту парохода, с его борта пода­вались шланги, и производилась откачка воды.

Подводная лодка в ремонте
Подводная лодка в ремонте

Так продолжалось до 13 марта. Вечером начался шторм. Волнами и под напором льда у лодки оторвало кормовые швартовы, и корпус субмарины начало сильно бить о борт парохода. Это вынудило «Церель» прекратить откачку воды и отойти от лодки. Вода продолжала поступать, а отсутствие переборок только способствовало её распространению по всему кораблю. Экипаж был вынужден покинуть медленно тонущую субмарину и перебраться на буксирующий её транс­порт. Едва закончилась эвакуация людей, как лодка стала почти вертикально и затонула посреди Финского залива в районе маяка Кокшер, на виду у многих команд кораблей, следовавших во льдах в Гельсингфорс.

Принадлежность парохода "Церель"
Принадлежность парохода "Церель"

Прошло немного времени, и 1 мая 1918 года в Петрограде, на Неве, прошёл первый парад кораблей Красного Балтийс­кого флота. Наряду с другими кораблями в параде участвова­ли подлодки, которые, несмотря на тяжёлые повреждения, полученные в ледовом походе, были отремонтированы. Но это были не последние ледовые приключения под­водных кораблей - участников «ледового похода».

С 27 по 29 ноября состоялся первый в истории уже со­ветского подводного флота боевой поход подводной лод­ки. Его выполнила знакомая нам подводная лодка «Тур» (тип «Барс») под командова­нием военмора Н.А.Коля. Лодка, с целью разведки мест базирования английских кораблей, обследовала южную часть Финского залива до Ревеля.

Подводная лодка "Тур", 1917 год
Подводная лодка "Тур", 1917 год

Подводная лодка «Тур» в свой следующий боевой поход, начавшийся было 11 декабря, смогла выйти из Петрограда только пос­ле трёхдневной работы ледоколов (не удивительно - декабрь). Когда они дошли до кромки ледяных полей и «Тур» всё же выдернули из бито­го льда, лодку пришлось тут же разворачивать и вернуть назад в Петроград. Столь велики и многочисленны оказа­лись повреждения корпуса и надстроек, из-за чего «Тур» долгое время простоял в ремонте.

В эти дни по тем же причинам среди пострадавших ока­залась ещё одна знакомая нам подводная лодка - «Рысь» (тип «Барс»), которую за­тёрло льдами в Морском канале.

Подводная лодка "Рысь" по льдах
Подводная лодка "Рысь" по льдах

В декабре 1918 года командир подводной лодки «Пантера» Бахтин получил секретную радиограмму - произвести разведку рейда гавани Ревеля. 23 декабря лодка за ледокольным бук­сиром «Ораниенбаум» покинула забитую льдами Кронштадскую гавань. В походе «Пантера» (тип «Барс») была за­стигнута сильным штормом. Все надстройки оказались покрытыми толстым слоем льда. Пока штурман пытался под ледяными валами, шедшей в надводном положении лодки, определиться с местоположением своего корабля, периско­пы «Пантеры» обмерзли так сильно, что невозможно было их ни поднять, ни опустить. К тому же они не вращались, и в них вообще ничего не было видно. При погружении, в на­дежде, что наледь будет смыта, один из перископов, созда­вавший слишком большое сопротивлении волне из-за наро­ста льда, оказался погнут встречным напором воды.

Добавить нечего, все сказано
Добавить нечего, все сказано

А. Н. Бахтин в своём рапорте об этом «походе» докла­дывал: «...с обледенелыми люками, которые нужно расха­живать перед погружением, бездействующим радиотелег­рафом, ненадёжными торпедными аппаратами, замерзаю­щими перископами и не стреляющими пушками лодка де­лается совершенно бессильной при встрече с неприятелем, не будучи в состоянии не только атаковать его, но даже сво­евременно погружаться, а движущиеся ледяные поля дела­ют походы окончательно невозможными».

Впрочем, на аргументы командира мало кто обратил вни­мание и 15 января 1919 года «Пантера» получила новое за­дание. В 11:00 подводная лодка вышла из Кронштадта и вслед за ледо­колом «Тосмар» направилась в Нарвский залив, предпола­галось, что там будет проведена высадка десанта белогвар­дейцев. Запасов угля на ледоколе хватило лишь на сутки пути, и утром 16 января он ушёл в Кронштадт за топливом.

Подводная лодка типа "Барс"
Подводная лодка типа "Барс"

«Пантера» сама попыталась пробиться к цели. Но своих сил хватило не надолго. У Шепелевского поворотного буя субмарина оказалась зажата льдом. Дрейфующий лёд по­тащил лодку на минные заграждения. Отдали якорь, но его сопротивления оказалось мало. Бахтину пришлось срочно просить помощи ледокола, отправив на берег тревожную ра­диограмму. До подхода ледокола «Пантера» попыталась пробиваться к Кронштадту сквозь лёд под дизельными двигате­лями. Однако машинные кингстоны быстро забило льдом. Пришлось перейти на движение под электромоторами, но никто не знал, на сколько в таких условиях хватит запасов энергии аккумуляторных батарей. Поздно вечером к «Пан­тере» подошёл ледокол «Ораниенбаум», и, следуя за ним, лодка смогла вернуться в Кронштадт. Напором льда у неё помяло обшивку лёгкого корпуса и погнуло лопасти винтов. Требовался ремонт, который начался только спустя месяц.

Район действий советских подводных лодок в годы гражданской войны
Район действий советских подводных лодок в годы гражданской войны

20 января 1919 года в Кронштадт пришла подводная лодка «Рысь», командир Данюшевский. Субмарине тоже требовался долгий ремонт в результате повреждений по­лученных при плавании среди льдов.

Лишь после этого командование Балтийского флота осоз­нало, что в сложившихся условиях лодки в море посылать не следует. Итогом уже отданных приказов стало то, что ПЛ «Тур», «Пантера» и «Рысь» всю оставшуюся зиму и весну простояли в ремонте, который завершился только в мае.

Вот так можно лишиться трех подводных лодок, причем без участия противника.

Источники: Лисин,С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/ С.А.Лисин. - СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; Ковалёв, Э. Рыцари глубин:Хроника зари российского подплава /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2005. - 445 с.; Ковалёв, Э. Короли подплава в море червоных валетов: Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918-1941 гг. /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2006. - 428 с.; Мужеников, В. Аварии и катастрофы подводных лодок 1901-2001. Часть 1. /В.Б.Мужеников. - СПб: "Галея-Принт", 2003.- 169 с.; Быховский, И. Героическая Пантера / И.А.Быховский. - Калининград, 1966. - 80 с.; Дмитриев, В. Атакуют подводники/ В.И.Дмитриев. - М.: Воениздат, 1973. - 368 с.;