Найти тему
Владимир Шилов

Учитель вне идеологии

По результатам ночных кошмаров, после просмотра телепередачи
По результатам ночных кошмаров, после просмотра телепередачи

Посмотрел телик. Да, смотрю иногда шоу, можете меня презирать. Я дал себе такое право, когда понял, что вырос из внушаемого состояния и способен критически осмыслить хоть вброс в интернете, хоть телепропагандистов.

Итак, обсуждали кейс с заслуженной (чуть с большой буквы не написал) училкой Тамарой Эйдельман. Очень неприятная особа, надо отметить, причём всегда таковой была, ещё до своего отъезда. Дамочка позволяет себе такое, что не только заслуженному, но и самому маргинальному учителю позволять нельзя. Правда, полагаю, что в вопросе госпожи Эйдельман необходимо обсуждать не то, может ли школьный учитель навязывать своё мнение ученикам в классе. Здесь давно пора обсуждать, как прекратить доступ российских школьников к тому вредному контенту, который учителя-блогеры распространяют в интернете. Что она, что Понасенков, что тысячи подобных «учителей» из всемирной паутины, которые гадят в головы российским детям. Кстати, думаю, это должно касаться не только истории, мало ли что, в своих блогах, несут учителя физики и химии, например. Кто там надзор осуществляет, ау?!

В телестудии, как положено, голоса экспертов разделились, едва ли не поровну, хотя те, кто за свободу самовыражения и прочую чушь, всегда шумнее. Поскольку, на телевидение давно не зовут, фиг дождёшься, напишу всё, что думаю, здесь.

Начну с самого больного для меня вопроса – отсутствия идеологии в государстве. Причём, даже Конституция ведь запрещает лишь единую государственную идеологию, она позволяет идеологии формировать и доносить до населения. Выбирай – не хочу! Однако все запуганы, с конца восьмидесятых, как будто коммунистическая идеология, на момент разрушения Союза, хоть что-то, для кого-то значила. Мешать идти вперёд, мешала, тут не поспоришь, но напоминала, скорее, беззубого хищника, помирающего с голоду. Тут бы и сформироваться новым смыслам, благо время было лихое, безбашенное, каждый второй готов был стать новым Марксом или хотя бы Троцким. Кто же им позволит то? Нам уже партнёры подготовили, совершенно картонную, из Макдональдса, идеологию либеральной демократии и свободного рынка. Остальное – под запрет, который до сих пор боятся нарушить. А из школы тут же исключили воспитание. Страшнее этого я даже в 90-е ничего не припомню. Где ещё формироваться человеку, как не в детском саду и школе? В университет приходят уже с готовой установкой. А вот в школе воспитывать просто запретили, дома разучились, поэтому воспитывает сегодня не улица, даже, а интернет. Просто потому, что на улице школьники бывают в разы меньше времени, чем в интернете.

А кто такой – Учитель? Специально написал с большой буквы, потому что мне повезло, у меня были именно Учителя, которые нас формировали не только по своим школьным предметам, но и по жизни. Они учили порядочности, честности, уважению к старшим, какой-то, пусть и социалистической, морали, в конце концов. Не боялись настоящие Учителя и острых вопросов, вне рамок школьной программы. Классная наша, она же русичка, вела, после уроков, факультатив по этике и эстетике, для желающих, разумеется. Лично мне очень пригодилось. До сих пор жду, когда мне пригодится навык сервировать стол на некое количество персон J, несмотря на то, что даже второе, дома, предпочитаю, есть ложкой. Главное, я знаю, где и что дозволено делать. Опять же, некое, начальное ощущение прекрасного я получил. Очень интересные уроки были у географички, она могла их приправить личным воспоминанием, которое не всегда совпадало с официальной линией партии, но всегда было сказано к месту и по делу. Некоторые вещи из истории страны и города, официально были озвучены гораздо позже, а мы знали. Это нисколько не мешало нам оставаться преданными пионерами и комсомольцами. Вообще, учитель, который мог ответить на любой интересующий тебя вопрос, ценился выше, в нашей иерархии. Ведь, спрашивали мы лишь у тех, кому доверяли. И, разумеется, никому бы из них в голову не пришло, нести в нашем присутствии какую-нибудь антисоветскую околесицу. В постсоветское уже время, будучи на Севере по коммерческим делам, столкнулся с ужаснувшим меня явлением. Остановились мы как-то у евангелистов с Украины. Мало того, что неопрятные и хамоватые дамочки, так, выяснилось, что они – училки в местной школе. А у самих, ни слова без сектантского бреда. Я спрашиваю, как же вас к детям то допустили, а они смеются – у нас демократия, никого даже не взволновало. Это в нефтяном и газовом крае нашем, такая идеологическая бомба годами закладывалась. Куда там Коле с Уренгоя, у которого, впрочем, такие же учителя, наверняка, были. То есть, убрав свою идеологию из школы, мы даже не задумались, как уберечь детей от вражеской. А в моём городе, в 90-х все знали, какая школа под сайентологами, а какая под мунитами или Аум Синрикё. Притом, что любой разговор, о возможности изучения не Православия или Ислама даже, а лишь их этических основ, сразу и с гневом отвергается общественностью, подогретой всякой либернёй.

Если нет идеологии в школе, её не должно быть любой, особенно либеральной. Хотя, лучше всё-таки воспитание вернуть. И обязательно необходимо отслеживать, какие идеи несут учителя детям, с персональной ответственностью каждого и директоров школ. Чтобы губернатор не смел даже заикнуться в защиту директрисы, у которой в школе провели гей-парад.

Так же, в передаче, были затронуты преподаватели ВУЗов. Здесь вопрос сложнее, потому что студент уже вполне сформировался, пороть надо было, пока поперёк кровати лежал. Однако, авторитет преподавателя может оказать влияние на дальнейшие изменения в мировоззрении. Мне повезло, нас, кроме марксизма-ленинизма ничем не пичкали, а то, что они сами не очень верили, было заметно. В общественно-политическом блоке, преподаватели у нас были не самые умные, уж извините. Философию, правда, преподавал молодой доцент, тот позволял нам некие вольности, вроде попыток создания собственной философской модели, благо, это был далеко не наш профильный предмет. Остальные же были из серии:

– кто-то стучал. –

– Сиди, дура, сам открою. –

Кстати, препода по Истории КПСС, встретил, как-то уже в новой России в поликлинике. Полностью перековавшаяся сволочь, преподававшая тогда какую-то либеральную версию обществоведения. В общем, никак они на нас повлиять не могли, да и цель была другая, научить нас какую хрень, на какой вопрос отвечать, если спросят.

Другое дело, когда я, уже за пятьдесят пошёл в магистратуру. Интересный срез идеологических убеждений моих однокурсников. Пара убеждённейших либералов, несколько патриотов, включая вашего покорного слугу (ну в моём возрасте либералом быть просто неприлично). А остальные, как и весь российский народ, аполитичны, прагматичны, предпочитают жить не политическими лозунгами, а соответственно обстоятельствам. Полагаю, что и сегодня всё мало поменялось, знаю, один митингует в Лос-Анджелесе с украинским флагом, остальные, вроде при деле, некогда ерундой заниматься.

Хотя, среди преподавателей, у нас были те, кто свой взгляд на мир открыто преподносили. Один, учивший нас созданию стартапов, изгнанный из банковской деятельности, что не помешало ему, впоследствии создать известный квазибанк, до сих пор рекламируемый по телевизору, активно ругал всё отечественное и восторгался всем западным. Правда, на мой вопрос, что же он вернулся из Штатов, тот ответил, что в России работать легче. Сегодня, слышал, у него тот квазибанк отняли, сам в Лондоне, откуда шлёт деньги ВСУ. Лично я, последний раз с ним столкнулся в фэйсбуке в конце февраля, когда он резко выступал против СВО.

Два преподавателя по информатике и софту, наоборот, хоть и ровесники первого, очень патриотично настроены были, постоянно пытались донести до моих однокурсников, что у нас всё далеко не плохо в IT-индустрии, наоборот, перспектива работы огромная. Надо сказать, первого студенты слушали, открыв рот, даже когда он нам по-английски преподавал, а с этими двумя норовили поспорить, но, лично мне нравилось беседовать со всеми тремя.

В любом случае, тот, который в ЛА, и без того с детства мечтал там оказаться, а кто остался, те и здесь не пропадут, а уж что у них в голове, родителями заложено. Ну, может, школьными учителями ещё. Поэтому, по преподавателям университетов, считаю, если закон не нарушают, меня их взгляды, даже озвученные, не волнуют. А вот если нарушили, тогда надо наказывать любого, вне зависимости от взглядов.

Главное – верните идеологию, сегодня без неё мы пропадём!