Наиболее ранним подробным описанием компонентов концепции У-син в классической литературе является глава «Хун фань» 洪範 («Великий план») из Книги документов Шу-цзин («Книга истории» или «Книга документов», китайский традиционный 書經, упрощенный 书经).
- Первое начало – вода,
- второе – огонь,
- третье – дерево,
- четвертое – металл и
- пятое – земля.
Постоянная природа воды – быть мокрой и течь вниз; огня – гореть и подниматься вверх; дерева – поддаваться сгибанию и выпрямлению; металла – подчиняться внешнему воздействию и изменяться; природа земли проявляется в том, что она принимает посев и дает урожай.
То, что мокрое и течет вниз, создает соленое, то , что горит и поднимается вверх, создает горькое; то, что поддается сгибанию и выпрямлению, создает кислое; то, что подчиняется и изменяется, создает острое; то что принимает посев и дает урожай, создает сладкое.
Практика взаимодействия с центрами (чакрами, даньтянями, вихрями, колодцами) способствует выработке вполне определенных способов реагирования и движения в соответствии с элементами го-дай. Это – практическая медитация с определенными видами дыхания, мантрами, мудрами и визуализациями – кстати замечу, несложными, которые тренируют (формируют уникальные нейронные связи) выработку естественности спонтанного реагирования при нахождении в том или ином эмоциональном состоянии, а также умении произвольно и контролируемо входить в то или иное состояние сознания.
На внешнюю форму и внутреннюю наполненность техники это влияет не в момент её базового изучения, а в момент практического использования. Секретом обучения обычно является не сама техника форм (как правило она одинаковая в ОМОТЭ и КОДЭН, а метод её исполнения). Поэтому, одна и та же ката, при желании, может выполнять роль “медитации в действии”.
Принцип обучения посредством «Пяти Первоэлементов» как я уже замечал, практикуется не только в технике работы рук (тела), а так же в технике фехтования оружием – те же передвижения, принципы атаки и защиты, теория удара.
Го дай рин 五大 (Кольца Пяти Первоэлементов)
Миккё учит, что окружающий мир является производным от пяти элементарных проявлений материи и настройка на мощь этих первородных стихий может эксплуатироваться для воплощения их в своём собственном теле. Элементы - стихии в порядке возрастания власти следующие:
- Земля 地 (дзи или ти),
- Вода 水 (суй),
- Огонь 火 (ка),
- Ветер 風 (фу) и
- Пустота 空 (ку).
Пять элементов философии в японском буддизме Годай 五大 (буквально «Пять Великих»), пожалуй, наиболее известны в западном мире из знаменитого текста Миямото Мусаси 宮本武蔵 Горин-но-сё 五輪書 («Книга Пяти Колец»), в котором он объясняет различные аспекты фехтования, назначив каждому аспекту определённый элемент.
Земля.
地 Ти (Чи, иногда Дзи или Цути), что и означает «Земля». Это жёсткие и твердые объекты Земли. Самый простой пример Ти - камень. Камни обладают высокой устойчивостью к движению и изменению. У людей кости, мышцы и ткани представляют Ти. Эмоционально Ти, в основном, связанно с упрямством, коллективностью, стабильностью, всем физическим и гравитацией. Это желание вещей быть неизменными, поскольку они сопротивляются изменениям. В аспекте ума - это уверенность, когда под влиянием режима или «настроения», мы знаем о нашей собственной телесности и уверенности действий. (Примечание: существует отдельное понятие для энергии-силы, произносится по-китайски как Ци (на японском языке - Ки), а также письменные альтернативы - 気/气 или 气)
Вода.
水 Суй или Мицу, что означает «Вода». Представляет жидкости, сыпучие и бесформенные вещи в мире. Например: реки и озера. Растения также квалифицируются как Суй, так как они приспосабливаются к окружающей среде, растут и меняются в зависимости от направления солнца и времени года. Кровь и другие жидкости организма представлены Суй, как и умственные или эмоциональные тенденции к адаптации и изменению. Суй может быть связано с эмоциями, оборонительной тактикой, адаптивностью, гибкостью, эластичностью и магнетизмом
Огонь.
火 Ka или Хи, что означает «Огонь». Представляет энергичные, сильные, движущиеся вещи в мире. Животные, с их возможностью перемещения и полные энергии и сил, являются основными примерами Ка в объектах. В теле Ка представляет наш обмен веществ и температуру тела. В ментальной и эмоциональной сферах Ка представляет стремление и страсть. Ка может быть связано с безопасностью, мотивацией, желанием, намерением и духом.
Ветер.
风 Фу или Кадзэ, что означает «Ветер». Представляет то, что может расти, расширяться и наслаждаться свободой передвижения. Кроме воздуха, дыма, и тому подобное, Фу может в некоторых отношениях лучше всего представлено человеческим умом. Когда мы становимся физически взрослее, мы узнаем новое и совершенствуемся умственно с точки зрения наших знаний, опыта и нашей личности. Фу представляет дыхание и внутренние процессы, связанные с дыханием. Умственно и эмоционально, Фу представляет собой «открытые» отношения и «беззаботное» чувство. Фу может быть связано с волей, неуловимостью, уклончивостью, доброжелательностью, состраданием и мудростью.
Пустота.
空 Ку или Сора, чаще всего переводится как «Пустота», но означает также «Небо» или «Небеса», представляет те вещи, которые выходят за пределы нашего повседневного опыта, в частности, вещи, состоящие из чистой энергии. В нашем теле, Ку представляет дух, мысли и творческую энергию. Этот элемент представляет нашу способность мыслить и общаться, а также наше творчество. Ку также может быть связан с властью, спонтанностью и изобретательностью.
Ку имеет особое значение как высший из элементов. В боевых искусствах, особенно в легендах, где вымышленные боевые дисциплины смешиваются с магией или оккультными науками, часто призывают силу Пустоты для подключения к квинтэссенцией творческой энергии мира. Воин правильно настроенный на Пустоту может ощутить их окружение и действовать, не думая, и без помощи физических чувств.
Представления Годай
Наиболее распространены сегодня представления пяти первоэлементов (за пределами боевых искусств и легенд) в буддийской архитектуре. Японские каменные фонари торо 灯籠 (灯篭 или 灯楼), которые можно увидеть в садах камней или садах Дзэн 枯山水 и буддийских храмах имеют пять уровней, которые представляют пять первоэлементов, хотя эти пять сегментов могут быть и не очень заметны на первый взгляд. Самая нижняя часть, касаясь земли, представляет Ти, следующий раздел представляет Суй, Ка представляет уровень в котором и находится свет фонаря или огонь, в то время Фу и Ку представлены в двух последних самых верхних уровнях, и указывают на небо.
Другим распространенным символом пяти элементов является горинто 五輪塔 (gorintō - Башня пяти колец). Каменные башни или пагоды небольшого размера используются в основном в буддийских храмах и на кладбищах. Их также называют горинсотоба 五轮卒塔婆 (gorinsotōba или gorinsotoba, что означает «Ступа пяти колец») или горингэдацу 五轮解脱 (goringedatsu), где термин сотоба является транслитерацией санскритского слова ступа.
Они состоят из следующих элементов (от нижней части до верхней): куб, сфера, треугольник, полумесяц и нечто, напоминающее цветок лотоса. Во всех вариациях, горинто включает пять колец (хотя это число может часто быть трудно обнаружимо), каждое из которых представляет один из пяти символических форм Пяти Первоэлементов (Махабхута на санскрите, Ву Син 五行 на китайском, Годай 五大 на японском, Бон на тибетском или Алхимия): кольцо земли (куб), кольцо воды (сфера), кольцо огня (пирамида), кольцо воздуха (полумесяц), и кольцо эфира (энергия или потусторонее). Последние два кольца (воздух и эфир) визуально и концептуально объединены в одну подгруппу. Последняя форма, эфир изменяет форму в зависимости от страны, в Японии форма ближе всего к теме цветка лотоса. Кольца выражают мысль, что после смерти нашего физического тела всё вернется к первоначальной, элементарной форме. Горинто, как правило, сделаны из камня, но некоторые построенные из дерева или металла.
На каждом элементе часто вырезаны сверху вниз буквы "Кха" на санскрите (Пустота или Ку 空 на японском языке), Ха на санскрите (воздух или Фу 风 на японском), Ра (Огонь или Ка 火), Ва (Вода или Суй 水 ) и А (Земля или Ти 地 ), и в горинто храмов Нитирэн и Тэндай иногда высечена Сутра Лотоса 妙法莲华.
"Горинто" как символ принадлежит миккё 密教 («тайному учению»). Этот японский термин часто переводится как «эзотерический буддизм», который относится к практике Ваджраяны буддийской школы Сингон и соответствующих практик, которые составляют часть школы Тэндай. В этих эзотерических дисциплинах, первые две формы (куб и шар) представляют собой наиболее совершенные доктрины, и, как предполагается, содержат в себе три других. Вместе они представляют Дзюцудзаикай 実在界 (буквально: «реальный мир»), то есть область совершенного понимания, в то время как другие представляют собой Хэнкай 変界 (буквально: «мир мутаций»), или мир непостоянства, который включает гэнсёкай 现象界 - мир, в котором мы живем.
На втором уровне символизма, каждая часть пагоды или башни также представляет собой элемент изменения миров Дзюцудзаикай и Хэнкай.
- Верхний символ соединяет форму полумесяца, представляющую мудрость и треугольника, который представляет принципы. Слияние этих качеств в Гэнсёкай и Хэнкай представляет собой совершенство или Будду.
- Полумесяц вода представляет восприимчивость, и похож на чашку, готовую к приему энергии с небес.
- Треугольник является точкой перехода между двумя мирами, и как таковой представляет собой объединение и движение. Это указывает на активность, необходимое для достижения Просвещение.
- Круг представляет завершение, или Мудрость достижения.
- Куб является символом четырёх элементов.
На последнем уровне символики, формы представляют порядок, в котором адепт прогрессирует в своих духовных исследованиях.
- Куб является основой, волей к достижению совершенства
- Круг является достижением невозмутимости
- Треугольник представляет собой энергию, полученную в погоне за истиной
- Полумесяц представляет развитие интуиции и осведомленности
- Самая верхняя форма являет собой совершенство.
Кольцо Земли.
Чтобы овладеть энергией Земли, дающей устойчивость, силу и упорство, используется мудра ти но рин (кольцо силы Земли).
Кольцо Воды.
Для обретения гибкости, эмоциональности и обманчивой податливости применяется мудра су но рин (кольцо силы Воды).
Кольцо Огня.
Стать активным, энергичным и неудержимым позволяет мудра ка но рин (кольцо силы Огня),
Кольцо Ветра.
Обострённое восприятие, понимание и деловой расчёт обеспечиваются мудрой фу но рин (кольцо силы Ветра),
Пустота не имеет определенной формы и, соответственно, кольца силы, но присутствует (её символизирует большой палец) и наполняет любую воплощённую стихию.
Опираясь на эти фигуры, а точнее на символы, которые за ними проявляются, можно начать видеть то, какое на самом деле взаимодействие разворачивается в айкидо.