Если понаблюдать, то Ты наверняка заметишь, что в жизни знакомых, родных и друзей присутствует свой сформированный, некий ментальный уклад и пространство, в котором он преображается в рациональную плоскость через реальное проживание.
Да, со своими оттенками и проявлениями, но это есть.
О чем речь?
🔥 О ЖИЗНЕННЫХ СЦЕНАРИЯХ.
«Это некий неосознанный план жизни, который формируется в возрасте, как правило, до 6-7 лет, подкрепляется родителями, оправдывается последующими событиями и завершается так, как было предопределено с самого начала», - говорил «родитель» транзактного анализа Э. Берн.
➡️ Сценарии формируются с рождения.
Об этом мы говорили когда рассматривали вопросы, связанные с теорией привязанности и формированием у детей самоопределения, отношения к себе, к окружающим, к миру.
Если совсем «грубыми мазками», можем говорить о том, что у ребёнка:
к 4 годами определены основные моменты,
к 7 годам уже внесены все существенные детали,
к 12-13 годам сценарии «отшлифовываются», то есть корректируются социальными маркерами, внешними (не родительский план первичен, а сверстников).
➡️ Зачем нам сценарии?
Это лучшая стратегия для выживания ребёнка в среде, где он встретился с неизвестным ему отношением извне, начал адаптироваться, контактируя с негативными и не безопасными ситуациями, а иногда и людьми в свой Жизни.
Сценарным решения принимаются в соответствии с эмоциями ребенка (лимбическая система), исходя из его возможности тестировать окружающий мир (делать выводы и признавать для себя возможность их адаптировать через действия и поведение).
Собственно здесь мы уже говорим о зачатках опыта.
Ребёнок принимает решения исходя из вербальных и невербальных посланий родителей (даже не осознаваемых порой даже ими), благодаря наличию зеркальных нейронов и развитию, с течением времени определённых частей головного мозга гиппокампа (он может повторять, запоминать, воспроизводить и тестировать с выводами, которые переходят в убеждения).
Взрослея и придерживаясь в своём поведении выбранную стратегию, ребёнок сталкиваясь со стрессовой ситуацией и испытывая чувства боли, вытесняет (подавляет ряд своих чувств в тело), маркируя их как «не безопасные», то есть их очередное проявление якобы принесёт какую-либо извне негативную оценку и запустит снова нежелательную реакцию, а значит надо это избежать.
ФОРМИРУЕТСЯ защита.
Надеюсь, это понятно.
И вот, во взрослом состоянии за такими защитами, мы «живем». Боясь признаться даже себе (страхи) и самое что разрушительное, что «свято» же верим и доказываем, что это норма, вопреки реальности, где нет отношений, разочарование, бег по кругу с неверием в себя.
Вот здесь надо повернуться к себе лицом и взять себя же за руку и привести к специалисту, 🤓🙋🏻♀️ поработав «запреты» и убрав «заборы» на пути к собственному счастью. 💓
Ну а как?
Взрослая жизнь - взрослые решения.
Ждать... Страшно?
Чего? Кого?
Время на ждёт.
А «сливать» жизнь не страшно?
Твоя жизнь меняется только от действий и при чем правильных, а не «как привык»!
Итак, формируется защита... Идёт запрет на появление «не безрамных» чувств и действий. Привет «не достойным и выгорающим» на решении чужих задач.
Можно было наблюдать, что ребёнок, ударившись и ощущающий боль, на желание хотя бы поинтересоваться состоянием проявляет прям жесткую защиту «все норм», или «да не больно», или вообще «я че тебе, размазня».
Происходит гиперкомпенсация и желание показаться в «образе» - «ширма», а внутри совсем другая картина: страх проявиться → спрятаться → подстроиться, сыграть, одеть «маску» хорошей, умной...
Взрослые люди с таким сценарием, вырастают с запретами «разрешать себе хотеть», закрепощённые в сексе и боящиеся осуждения за эротические фантазии.
Привыкают жить в борьбе с самим собой за желание закрыть свою потребность, но уже через компенсации другими потребностями.
«Уйду вся в детей»- ради них одних» или «Работа для меня все, я всех кормлю».
Это одна из причин также и «притяжения травматиков и раненых личностей».
Послания, исходящие из Эго-состояния родителя называются КОНТРПРИКАЗАНИЯМИ.
Они состоят из множества установок, многократно проскакивающих в родительских обращениях о жизни, людях, со временем это встраивается в базовый наш сценарий.
«Будь честным», «Надо много работать и добиваться...», «Не чисти нос на людях» и так далее.
А в большинстве своем это используется бессознательно, и мы не задумываемая, будучи взрослыми, снимать обувь или нет, заходя в гости или не лазить в чужие сумки.
Не берём ассоциативные фрагменты, говорим о поведении в рамках нормы.
Если рассматривать жизненный сценарий из 2-х сторонней позиции и разной модальностью «+» и «-».
Эти отношения закладываются ещё с младенчества между ребёнком и матерью.
В последствии они накладывают отпечаток на формирование отношений в парах уже взрослых людей.
Есть «Я» и есть «кто-то», то есть другой человек. В детстве это был родитель (в частности мама).
В зависимости от восприятия себя и родителя (в детстве) и партнёра (взрослая жизнь) можно проследить направление сценария:
«Я+» «ТЫ+» (успех)
«Я+» «ТЫ-» (превосходство)
«Я-» «ТЫ+» (депрессивные эпизоды)
«Я-» «ТЫ-» (безнадёжность)
Сценарии имеют и другие классификации.
🙋🏻♀️ Какие послания были у Вас и как они повлияли?
Что для себя полезного увидели?
Интересно разобраться дальше?
Тогда оставляй свой отклик и заслуженный лайк 💓 за труд и время.
Следующий пост будет не менее информативным и интересным. 🔥
Записаться на первичную диагностику
Смотри отзывы
Сайт М.Веритакс - veritaks.com
Канал в Telegram - "Зона перемен"
#сепарацияотродителей #веравсебя #созависимоеповедениевотношениях #внутренниеопорычеловека #психологиязависимости #сепарацияпройдена #ответственностьзасебя #границыпостроитьвжизни #родительскодетскиеотношения #марьянаверитакс