Найти тему
Психология Веритакс

Жизненные сценарии. Формирование психологических защит

Если понаблюдать, то Ты наверняка заметишь, что в жизни знакомых, родных и друзей присутствует свой сформированный, некий ментальный уклад и пространство, в котором он преображается в рациональную плоскость через реальное проживание.

Да, со своими оттенками и проявлениями, но это есть.

О чем речь?

🔥 О ЖИЗНЕННЫХ СЦЕНАРИЯХ.

«Это некий неосознанный план жизни, который формируется в возрасте, как правило, до 6-7 лет, подкрепляется родителями, оправдывается последующими событиями и завершается так, как было предопределено с самого начала», - говорил «родитель» транзактного анализа Э. Берн.

➡️ Сценарии формируются с рождения.

Об этом мы говорили когда рассматривали вопросы, связанные с теорией привязанности и формированием у детей самоопределения, отношения к себе, к окружающим, к миру.

Если совсем «грубыми мазками», можем говорить о том, что у ребёнка:

к 4 годами определены основные моменты,

к 7 годам уже внесены все существенные детали,

к 12-13 годам сценарии «отшлифовываются», то есть корректируются социальными маркерами, внешними (не родительский план первичен, а сверстников).

➡️ Зачем нам сценарии?

Это лучшая стратегия для выживания ребёнка в среде, где он встретился с неизвестным ему отношением извне, начал адаптироваться, контактируя с негативными и не безопасными ситуациями, а иногда и людьми в свой Жизни.

Сценарным решения принимаются в соответствии с эмоциями ребенка (лимбическая система), исходя из его возможности тестировать окружающий мир (делать выводы и признавать для себя возможность их адаптировать через действия и поведение).

Собственно здесь мы уже говорим о зачатках опыта.

Ребёнок принимает решения исходя из вербальных и невербальных посланий родителей (даже не осознаваемых порой даже ими), благодаря наличию зеркальных нейронов и развитию, с течением времени определённых частей головного мозга гиппокампа (он может повторять, запоминать, воспроизводить и тестировать с выводами, которые переходят в убеждения).

Взрослея и придерживаясь в своём поведении выбранную стратегию, ребёнок сталкиваясь со стрессовой ситуацией и испытывая чувства боли, вытесняет (подавляет ряд своих чувств в тело), маркируя их как «не безопасные», то есть их очередное проявление якобы принесёт какую-либо извне негативную оценку и запустит снова нежелательную реакцию, а значит надо это избежать.

ФОРМИРУЕТСЯ защита.

Надеюсь, это понятно.

И вот, во взрослом состоянии за такими защитами, мы «живем». Боясь признаться даже себе (страхи) и самое что разрушительное, что «свято» же верим и доказываем, что это норма, вопреки реальности, где нет отношений, разочарование, бег по кругу с неверием в себя.

Вот здесь надо повернуться к себе лицом и взять себя же за руку и привести к специалисту, 🤓🙋🏻‍♀️ поработав «запреты» и убрав «заборы» на пути к собственному счастью. 💓

Ну а как?

Взрослая жизнь - взрослые решения.

Ждать... Страшно?

Чего? Кого?

Время на ждёт.

А «сливать» жизнь не страшно?

Твоя жизнь меняется только от действий и при чем правильных, а не «как привык»!

Итак, формируется защита... Идёт запрет на появление «не безрамных» чувств и действий. Привет «не достойным и выгорающим» на решении чужих задач.

Можно было наблюдать, что ребёнок, ударившись и ощущающий боль, на желание хотя бы поинтересоваться состоянием проявляет прям жесткую защиту «все норм», или «да не больно», или вообще «я че тебе, размазня».

Происходит гиперкомпенсация и желание показаться в «образе» - «ширма», а внутри совсем другая картина: страх проявиться → спрятаться → подстроиться, сыграть, одеть «маску» хорошей, умной...

Взрослые люди с таким сценарием, вырастают с запретами «разрешать себе хотеть», закрепощённые в сексе и боящиеся осуждения за эротические фантазии.

Привыкают жить в борьбе с самим собой за желание закрыть свою потребность, но уже через компенсации другими потребностями.

«Уйду вся в детей»- ради них одних» или «Работа для меня все, я всех кормлю».

Это одна из причин также и «притяжения травматиков и раненых личностей».

Послания, исходящие из Эго-состояния родителя называются КОНТРПРИКАЗАНИЯМИ.

Они состоят из множества установок, многократно проскакивающих в родительских обращениях о жизни, людях, со временем это встраивается в базовый наш сценарий.

«Будь честным», «Надо много работать и добиваться...», «Не чисти нос на людях» и так далее.

А в большинстве своем это используется бессознательно, и мы не задумываемая, будучи взрослыми, снимать обувь или нет, заходя в гости или не лазить в чужие сумки.

Не берём ассоциативные фрагменты, говорим о поведении в рамках нормы.

Если рассматривать жизненный сценарий из 2-х сторонней позиции и разной модальностью «+» и «-».

Эти отношения закладываются ещё с младенчества между ребёнком и матерью.

В последствии они накладывают отпечаток на формирование отношений в парах уже взрослых людей.

Есть «Я» и есть «кто-то», то есть другой человек. В детстве это был родитель (в частности мама).

В зависимости от восприятия себя и родителя (в детстве) и партнёра (взрослая жизнь) можно проследить направление сценария:

«Я+» «ТЫ+» (успех)

«Я+» «ТЫ-» (превосходство)

«Я-» «ТЫ+» (депрессивные эпизоды)

«Я-» «ТЫ-» (безнадёжность)

Сценарии имеют и другие классификации.

🙋🏻‍♀️ Какие послания были у Вас и как они повлияли?

Что для себя полезного увидели?

Интересно разобраться дальше?

Тогда оставляй свой отклик и заслуженный лайк 💓 за труд и время.

Следующий пост будет не менее информативным и интересным. 🔥

Записаться на первичную диагностику

Смотри отзывы

Сайт М.Веритакс -
veritaks.com

Канал в Telegram - "Зона перемен"

#сепарацияотродителей #веравсебя #созависимоеповедениевотношениях #внутренниеопорычеловека #психологиязависимости #сепарацияпройдена #ответственностьзасебя #границыпостроитьвжизни #родительскодетскиеотношения #марьянаверитакс