Напарник — взрослый человек, а решает вопросы жалобами «старшим»? Рассказываем, как пресечь доносы и работать спокойно.
А что не так?
Если вы постоянно грубите, отказываете коллеге в помощи, опаздываете, ответная реакция закономерна. Прежде всего, скорректируйте своё поведение. Далее определитесь, почему вы остро реагируете на жалобы.
— Возможно, негатива и нет, это только ваше восприятие происходящего. Почему вы воспринимаете критику и доносы отрицательно? Почему вас это задевает? Было ли что-то похожее у других коллег? Ответы помогут оценить ситуацию объективно, — рассказывает медиатор, конфликтолог и юрист Наталья Демьяненко.
Подумайте, почему коллега жалуется. Может, человеку показалось, что вы косо на него посмотрели, колко пошутили.
— Попробуйте наладить контакт с жалобщиком. Продемонстрируйте уважение. Найдите общие ценности, общайтесь искренне и приветливо. Иногда простая перемена в нас самих может изменить отношение к нам окружающих, — делится опытом Наталья.
Разговор по душам
Скажите коллеге, что заметили напряжённость и не хотите, чтобы противоречия мешали работе. Пригласите человека к беседе в удобное ему и вам время, выделите минимум час. Не помешает заранее аккуратно собрать мнения других сотрудников: жалуется ли тот же человек на них, знают ли они что-то о сложившейся с вами ситуации, чью сторону занимают. Оцените психотип коллеги — определить «кнопки», на которые потребуется «нажимать» во время разговора.
Если человек привык решать за посторонних, как им себя вести, предложите давать советы лично, а не жаловаться начальству. Если коллеге-жалобщику важно подчеркнуть свою значимость, отвечайте: «Спасибо, я этого не замечал(а). Благодаря тебе (вам) смогу всё исправить». Иногда этого достаточно.
Не помогло? Задействуйте в диалоге специальные техники.
Я-сообщение
Это техника ненасильственного общения. Вы никого не обвиняете и не ругаете, излагаете факты и собственные чувства, поясняет Наталья Демьяненко
❌ Плохо: «Я вижу, что не нравлюсь тебе. Это не повод вести себя по-детски!». Даже настроенный на конструктивное общение собеседник начнёт защищаться.
✅ Хорошо: «Я заметил, что к моей работе у тебя больше правок, чем к работе других. А ещё я чувствую некое напряжение в общении. Всё ли в порядке?». При такой формулировке вы дадите собеседнику шанс объяснить происходящее.
Техника позволяет не обвинять, не оценивать, а описывать желание изменить ситуацию, согласна практикующий психолог и конгитивно-поведенческий терапевт Елена Петрусевич.
Объясняйте коллеге своё недовольство в четыре шага:
- «Когда вы делаете…»: на этом этапе спокойно и без оценок опишите ситуацию.
- «Я чувствую…»: тоже оценка, но только эмоций.
- «Поскольку я интерпретирую это как…»: характеризуйте не ситуацию, а личное отношение к ней. Возможно, коллега не подозревал, что обидел вас.
- «Поэтому…»: предлагайте решение проблемы, которое устроит всех.
Пример: «Когда вы жалуетесь на меня руководителю в обход разговора со мной, я злюсь. Считаю такое поведение неконструктивным. Вы обесцениваете мой труд. Не делайте так, пожалуйста. Обращайтесь с критикой и предложениями сразу ко мне».
Техника обратной связи BOFF
Эксперт по корпоративному развитию персонала, сертифицированный фасилитатор, лин-эксперт Наталия Александрова даёт другой алгоритм.
- Behavior (поведение) — опишите, о чём вы хотите поговорить (например, о жалобах).
- Outcome (результат) — расскажите коллеге о возможных и реальных последствиях его поведения. Что вы получили выговор, что клевета карается по статье УК РФ, что вас могут уволить.
- Feelings (чувства) — опишите свои эмоции.
- Future (будущее) — предложите коллеге обсудить проблему и найти решение.
Пример: «Ксения, ты несколько раз озвучила руководителю, что я не предоставляю тебе вовремя нужную информацию по проекту или предоставляю её не в полном объёме. Босс вызвал меня к себе и сделал выговор. Ты знаешь, меня удивляет эта ситуация: если бы ты чётче формулировала техническое задание, то и информация, которую я тебе предоставляю, была бы более подходящей, её не приходилось бы в спешном порядке дополнять по кусочкам. Мне кажется, мы можем проговаривать друг другу своё недовольство напрямую и самостоятельно решать текучку. Мы обе заинтересованы в результате. Как думаешь, что сделать, чтобы наше взаимодействие стало более эффективным?»
А что потом?
Практикующий психолог, бизнес-тренер и автор книг «Сценарии конфликтов» и «Не ищите виноватых!» Марина Майорова акцентирует внимание: беседой всё не заканчивается. Нужно выполнить ещё несколько действий:
- сформировать комфортные обеим сторонам правила
- зафиксировать договорённости
- чётко соблюдать правила
- когда коллега нарушает правила, обращаться к доказательствам
Если ситуация не решается, повторить беседу в присутствии руководителя.
Реакция руководителя
Начальнику порой некогда следить за атмосферой в коллективе. Некоторые сотрудники пользуются ситуацией и жалуются на всех и вся. Ваша задача — сформировать в голове босса объективную позицию. Собственник IТ-компании Евгения Тихонова напоминает о поведении во время разговора с руководством:
- Оставьте эмоции. Не жалуйтесь на коллегу, не принижайте его и других.
- Исходите из позиции: «Я не претендую на полную объективность». Вам нужно восполнить недостающие факты, а не перевернуть картину с ног на голову. Выводы руководитель сделает сам.
- Будьте проактивными. Предложите начальнику вариант, что вы будете предоставлять ему результаты своей работы лично раз в месяц. Пусть оценивает, как вы справляетесь, а не опирается на доносы другого подчинённого.
В некоторых компаниях жалобы — часть корпоративной культуры. Кто больше доносит, тот успешнее. Разговоры не помогли, работать некомфортно? Подумайте, оставаться ли на этом месте.
__
Вы часто жалуетесь на коллег начальству? А на вас?