Найти в Дзене
Музей истории религии

Пасха по-питерски

Особенности празднования Пасхи в столице Российской империи

Несмотря на то, что Пасха праздновалась уже несколько месяцев назад, сегодня мы решили рассказать о том, как проходило празднование в столице Российской Империи - Санкт-Петербурге.

Всем известно, что Пасха – светлый праздник победы над смертью. Но Пасха ещё и праздник единения народа, преодоления сословных перегородок. Когда все – от царя до пастуха – делятся друг с другом переливающейся через край пасхальной радостью и сливаются в ликовании о Воскресшем Христе.

Даже для постороннего взгляда наиболее заметным выражением взаимной радости и единства является обычай христосования. Когда верующие, поздравляя друг друга словами «Христос Воскресе!» слышат в ответ «Воистину Воскресе!» и троекратно целуются.

Столица Российской империи праздновала Пасху вместе со всей страной. Основным свойством столичной жизни, окрашивавшей все стороны жизни города, было пребывание императора и его двора. Двор служил образцом жизненного уклада для всей империи. Ему подражали, у него учились, как в будни, так и в праздники. С появлением средств массовой информации газеты и журналы внимательно отслеживали, как празднует Пасху глава государства Российского, члены его семьи и придворные.

-2

Сохраняя традицию празднования Пасхи по существу, двор иногда вносил серьёзные изменения в её порядок, которые затем распространялись в столице и по всей империи. Так, например, начиная с Петра I, в христосовании стали участвовать не только мужчины, но и женщины. Петр ввёл дам в публичное пространство. До этого сфера жизни женщины, даже царевны, ограничивалась домом, пускай и хоромами. А Петр предписал, чтобы дамы появлялись не только на балах и ассамблеях, но и участвовали в христосовании. По свидетельству автора одного из главных источников по истории петровской эпохи голштинского дворянина Фридриха Вильгельма Берхгольца, самым приятным на светлой пасхальной неделе была возможность поцеловаться с любой понравившейся тебе женщиной, без всяких неприятных последствий.

Правда, после кончины Петра, в так называемый период «женского правления», а эта большая часть XVIII столетия, характер христосования несколько изменился. Государыни затруднялись лобызаться с подданными и протягивали для целования ручку. К петровским порядкам вернулись уже в XIX веке, при Николае Павловиче, сознательно подражавшем Петру во всём.

Например, инженер путей сообщения Виктор Михайлович Шиман оставил такие трогательные воспоминания о пасхальном поздравлении императора:

«Во второй раз я стоял уже лицом к лицу перед ним, будучи послан в ординарцы, на второй день Пасхи, в следующем году. Близко был я тогда от него, всего на шаг расстояния, но уже не думал его рассматривать: у меня, как говорится, душа ушла в пятки, и не мудрено: я стоял перед требовательным по фронту Николаем Павловичем.

Только когда я отрапортовал ему: к Вашему Императорскому Величеству от Института корпуса путей сообщения на посылки прислан, и государь, с довольным лицом, взяв за плечи, похристосовался со мной, душа моя из пяток перекочевала в седьмое небо. Ах, какая была это счастливая минута в жизни, и как хотелось мне еще раз пережить ее, попав снова в ординарцы».

-3

Примером демократизма Николая I может служить не только христосование, но и эпизод, связанный с масштабными восстановительными работами, случившийся на Пасху 1839 года. За два года до этого, страшный пожар почти полностью уничтожил Зимний дворец. Его пришлось фактически отстраивать заново. Освящение восстановленного дворца совпало с празднованием Пасхи 1839 года.

После длительного ночного богослужения было совершено освящение дворца. А потом всем вручили подарки и пригласили за праздничный стол. Причем одарили и пригласили не только придворных и чинов гвардии, как обычно, но и всех, кто участвовал в восстановительных работах: от подрядчиков до мастеровых. Устроили пир на 3000 (!) человек - пригласили за стол прямо во дворце, за свой стол. Аналогичная ситуация повторилась на Пасху 1849 года в Москве, после освящения нового Большого Кремлевского дворца.

Демократизм празднования Пасхи при русском дворе со временем только усиливался. При Александре IIIи Николае IIоткрывать двери дворца, христосоваться и дарить подарки всё возрастающему числу людей стало обычным делом. Более того, делом модным. Государям подражали все сколько-нибудь состоятельные люди. Это обыкновение вызвало к жизни массовое производство пасхальных подарков. Что послужило к процветанию целых ювелирных фирм. Например, знаменитого дома Фаберже, чьи пасхальные яйца стали привычным атрибутом праздника.

-4

Историки, в частности профессор Б.И. Колоницкий и доктор Ричард С. Уортман в своих замечательных исследованиях соответственно «Трагическая эротика» и «Сценарии власти», убедительно показали, что монархическая форма правления основана, прежде всего, на принципе любви, а не права. Правящий милостью Божией, а не в результате избрания, государь призван быть предметом любви своих подданных, а не выразителем их воли. Иначе монархия не работает. В этом её сила и её слабость.

Христосование императора с подданными, укрепляло отношения любви между государем и его народом, созидая во многом особую атмосферу жизни столицы Российской империи. Атмосферу, ушедшую от нас безвозвратно, но продолжающую сохранять в благодарной памяти потомков очарование и привлекательность.