Не секрет, что многие привычки питания и образ жизни семьи передаются детям. Но можно ли "передать по наследству" склонность к эмоциональному перееданию?
Оказывается, можно - личным примером и ошибками в кормлении.
В статье описаны признаки эмоционального переедания. С каждым может случится ситуация, когда мороженое или печенька съедены не по голоду. Но когда это становится привычкой, то под угрозой уже физическое и психическое здоровье.
В норме естественная биологическая реакция организма на стресс – снижение аппетита за счет высвобождения гормонов, его подавляющих. Но исследование (https://www.jandonline.org/article/S2212-2672(22)0006..), проведенное в Великобритании, показало, что ряд биопсихосоциальных факторов (генетическая предрасположенность, "пищевой темперамент", а также модель пищевого воспитания в семье) могут влиять на пищевое поведение детей парадоксальным образом. А именно – приводить к перееданию сладкими и жирными продуктами в ответ на переживаемые ребенком эмоции.
Т.е., наблюдая за поведением родителей, дети также могут утешаться конфеткой или переживать скуку с печенькой. Также исследования показывают, что использование еды в качестве поощрения, закрепляет этот паттерн и формирует прочную ассоциативную связь: "еда=награда".
Но насколько эти факторы отразятся на пищевом поведении конкретного ребенка во многом зависит от его индивидуальных особенностей. Вероятность "наследования" эмоционального переедания выше у тех детей, которые по природе своей гедонисты, и ниже у более равнодушных к еде.
В целом, когда в семье существует "культ еды", это способствует формированию пищевой зависимости у ребёнка. Зачастую в подобных семьях коммуникация нарушена, а еда становится центральной темой "жизни семьи".
Что важно НЕ ДЕЛАТЬ?
1. Не поощрять и не награждать детей едой. НИКОГДА! Ни за хорошую оценку в школе, ни за послушание.
2. Не утешать едой. Разбил коленки, тревожится из-за походу к врачу, мается о скуки – еда тут не помощник. Важно, чтобы родители показывали и учили ребёнка проживать эмоции правильно (если, конечно, они сами умеют это делать).
3. Чтобы не создавать запретов на сладкое, лучше не покупать его вообще и не провоцировать ребёнка. Вместо того, чтобы с криками вырывать из ручек карапуза очередное печенье, можно спокойно объяснить: "Мы такое не едим, поэтому дома у нас такого нет".
Вообще я рекомендую сформировать в семье правила питания, включая правила употребления сладкого.
Какие правила могут быть?
- По выходным
- В приём пищи (например, одна порция на десерт, но не между приемами пищи)
- На завтрак/обед/ужин
…
В каждой семье свои правила. Если в вашей не принято есть обычные сладости, то и ребёнок не будет к ним испытывать повышенной тяги и интереса. Проверено на собственном ребёнке и многочисленных клиентах. Лучшее сладкое – это фрукты и ягоды. И это отличное правило, кстати.
Главное условие: без всяких: "сначала съешь суп, потом дам конфету". Это установка на то, что сладкое – это ценность, путь к которой тернист и лежит через невкусный суп.
Ключевая мысль – не создавайте сами себе проблем. Чаще всего дети спокойно питаются по режиму и по правилам, если этот режим и правила распространяются на всю семью. И тут мы снова возвращаемся к результатам исследования.
Вывод:
1. Эмоциональное переедание – это выученное поведение, которое формируется и закрепляется в раннем возрасте.
2. Некоторые дети более уязвимы, ввиду особенностей нервной системы.
3. Поощрение едой, запреты, хранение сладостей дома – это плохие тактики для построения гармоничных отношений с едой.
Также рекомендую к прочтению "Как отучить ребёнка от сладкого" (статья).
Про формирование пищевого поведения детей - читать.
Друзья, в комментариях задавайте вопросы о питании деток и делитесь, с какими сложностями сталкиваетесь на пути формирования здорового пищевого поведения в своих семьях.