Ту-73. 27 июля 1947 г. был произведен первый испытательный полет бомбардировщика Ту-73. Этот трехмоторный самолет — первый отечественный бомбардировщик с реактивными двигателями. Он строился небольшой серией.
Ту-85. Стратегический бомбардировщик стал последним самолетом дальней авиации, построенным в СССР, в котором в качестве силовой установки были использованы поршневые двигатели. Первый испытательный полет самолета состоялся 9 января 1951 г. Однако Ту-85 не заменил другой серийный поршневой Ту-4. Всего было выпущено 2 экземпляра бомбардировщика.
Ту-16 («88»). Первый советский бомбардировщик, на котором был установлен турбореактивный двигатель отечественного производства. Самолет Ту-16 стоял на вооружении в Советском Союзе (России) более 50 лет. Первый полет бомбардировщика состоялся 27 апреля 1952 г. (летчик-испытатель Н. С. Рыбко). Силовая установка: два турбореактивных двигателя АМ-3 тягой по 8750 кг или АМ-3М тягой по 9500 кг. Двигатели разработаны в конструкторском бюро А. А. Микулина. Ракетоносец Ту-16 мог наносить воздушные удары по объектам противника, не входя в зону его противовоздушной обороны. На базе военного Ту-16 был создан знаменитый долгожитель гражданской авиации Ту-104.
Ту-95 (Ту-20). Стратегический бомбардировщик был создан в конструкторском бюро А. Н. Туполева в начале 1950-х гг. В 1955 г. он был уже показан публично на воздушном параде Ту-95 (второе название, рабочее, Ту-20). Первый полет самолета состоялся 11 ноября 1952 г., испытания провел летчик А. Д. Перелет. Ту-95 является одним из лучших в мире. Он выпускался серийно в версиях «чистого» бомбардировщика, ракетоносца, дальнего разведчика, военно- транспортного самолета, топливного заправщика. Боевые дежурства бомбардировщика с ядерным оружием на борту вблизи государственных границ потенциального противника являлись серьезным фактором обеспечения мира на планете. Самолет Ту-95 стоит на вооружении и в XXI в. Силовая установка: четыре турбовинтовых двигателя конструкторского бюро Н. Д. Кузнецова НК-12М, мощность каждого — 15 000 л. с. Воздушные винты четырехлопастные, по два соосных на каждый двигатель, вращающиеся в разные стороны. На базе военного самолета был разработан гражданский вариант — Ту-114. Силовая установка у обеих версий самолета не отличалась, геометрические размеры имели, соответственно, небольшие различия.
Ту-28. Сверхзвуковой двухмоторный бомбардировщик. Первый полет на нем был выполнен в 1955 г. Он мог решать оперативно-тактические задачи в качестве ракетоносца и тяжелого истребителя. Силовая установка: два турбореактивных двигателя АЛ-21Ф тягой по 7650 кг без включенного форсажа, по 10 800 кг — с включенной форсажной камерой.
Ту-22. Сверхзвуковой двухмоторный стратегический бомбардировщик ОКБ А. Н. Туполева стоял на вооружении с 1959 г. Выпускался серийно. Силовая установка: два турбореактивных двигателя ВД-7 тягой по 12100 кг. Одновременно с созданием Ту-22 была закончена работа по подготовке к выпуску бомбардировщика Ту-22М, который поступил в небольшом количестве на вооружение в 1972 г. Особенностью самолета Ту-22М было крыло с изменяемой в полете геометрией. Силовая установка: два турбореактивных двигателя НК-144 тягой по 19600 кг.
Ту-160. Советский стратегический бомбардировщик был и остается одним из самых эффективных самолетов своего класса в мировой практике. Он был принят на вооружение в 1982 г. и с тех пор находится в строю. Самолет построен на базе пассажирского Ту-144, следовательно, все новые идеи и решения были сполна использованы при создании военного самолета, тем более что достаточное число полетов лайнера дало ценнейший материал в областях аэродинамики и прочности сверхтяжелых сверхзвуковых самолетов. Конструктивной особенностью бомбардировщика Ту-160 является изменяемая в полете геометрия крыла. Стреловидность консолей может изменяться в пределах 20–62°. Силовая установка: четыре турбореактивных двигателя НК-144 тягой по 13 000 кг без работы форсажной камеры, 19 600 кг — на форсаже.
Продолжение следует…