Надо сказать в СССР никогда не стеснялась вкладывать деньги в развитие дружественных государств и республик. Так уже в конце сороковых годов появилась рижская автобусная фабрика. По началу предприятие занималось выпуском копий автобусов ГАЗ. Но уже через пару лет, в 1955-ом году увидела свет собственная разработка латвийских инженеров.
Предприятие быстро набирало обороты и очень скоро появилась самая знаменитая модель известная под именем РАФ 2203. Новый автобус радовал хорошей обзорностью, компактностью и конечно же надежностью. Кроме того он довольно дешево обходился в производстве, что только добавляло ему популярностьи. Этими автобусами с удовольствием пользовались все страны социалистического лагеря. Обычно они выступали в роли Скорой Помощи или маршрутного такси.
Вообще Рафики стали настоящим полигоном для всевозможных экспериментов. Например в 1982-ом году был собран автобус двигатель которого работал на водороде. Правда дальнейшего развития подобная конструкция не получила и автобус остался в единственном экземпляре.
Девяностые катком прошлись, в том числе и по рижскому заводу. РАФ столкнулся со стандартным набором проблем, для всех предприятий бывшего Советского Союза, лицом к лицу столкнувшихся с капитализмом. До 1997-го года пытались доить уже проверенную корову в лице РАФ-2203. Его модернизировали, искали ему замену, но какого-то заметного успеха не добились.
Темпы производства падали из года в год. С одной стороны подпирали европейские конкуренты, против которых у РАФа ничего не было. С другой стороны россияне начали выпуск ГАЗелей которые вытеснили латвийскую продукцию с рынков страны.
Производство автомобилей на заводе в Елгаве было полностью остановлено в конце девяностых. Помещения предприятия быстро ветшали и приходили в запустение, так что для их спасения было принято решение сдавать цеха в аренду под разные цели. Таким образом в них разместились всевозможные мелкие производства, мини-рынки и другие предприятия. Те же помещения, которые остались бесхозными пришли в окончательный упадок.
Первые попытки возрождения легендарного предприятия начались в 2012-ом году. Тогда название РАФ снова появилось в новостных сводках. Причиной послужило открытие одним из самых успешных гонщиков прибалтийского государства, музея посвященного истории завода. Здесь он начал показывать уцелевшие автомобили. Это дало толчок и через шесть лет, в местных органах было вновь зарегистрировано предприятие под названием Рижская автобусная Фабрика.
Нынешнее руководство рассчитывает начать выпуск электрических автобусов. За основу, они планируются взять базу от нашей ГАЗель Некст. Об этом даже были заключены договоренности с руководством Горьковского автозавода. Но события 2020 года внесли свои коррективы и на данный момент сотрудничество приостановлено. Так что будем с интересом следить за тем, как продолжить развиваться ситуация вокруг возрожденного предприятия.
Помните такие рафики на дорогах страны? Может сами на них ездили?