Порывы ветра подхватывали священные сутры, одинокие страницы, вырванные из буддийских писаний, и разносил их по степи. Сутры уничтожали, храмы разрушали, сжигали. То были времена безбожия…
Говорят, у каждого человека дорога к Богу своя. И если вдруг ты решаешь, что надо поехать в какой-то монастырь или в другое культовое место, значит, душа твоя просит этого и видит в этом утешение. Мы отправились в Тоджу на поиски разрушенного в советске годы хурээ (храма), услышали истории, связанные с этим местом, и даже попали в ловушку духов по дороге домой. Но, главное, нашли больше, чем сакральный памятник истории, больше, чем старый монастырь…
Времена безбожия
В «пламени атеизма» в 40-е годы погибли все хурээ Тувы. Историки утверждают, что в Туве их было от 16 до 33. По одним данным речь идет о 16 храмах, в других источниках упоминается цифра 28, в третьих – 40-47. В протоколе Всетувинского съезда лам в марте 1928 года говорится о 33 ламах-делегатах из 33 хурээ.
Вера всегда помогала, если была крепка. Поэтому сегодня, как и все минувшие десятилетия, жители республики приходят в святые места помолиться, попросить помощи у высших сил, излечить душевную боль. «В этих сакральных памятниках истории сокрыта великая сила, люди верят в особую святость таких мест, поэтому чтят и посещают хурээ, от которых остались, бывает, камень или колышек. Так они улучшают карму, судьбу своих детей, родных», - уверенно говорит мне заведующая сектором религиоведения ТИГПИ при правительстве РТ, доктор религиоведения Ульяна Бичелдей.
По дороге в Тоджу Ульяна Павловна рассказывала, что местный Овгон-хурээ был большим храмовым комплексом.
Возвели его более 250 лет назад. И читали там сутры 92 ламы. Комплекс состоял из 8 дуганов (часовен), 4 субурганов (ступ), 3 дацанов – учебных заведений, библиотеки, 4 хозяйств, четырёх молитвенных барабанов. «Как пишет в книге, основанной на исторических данных и воспоминаниях Серенот башкы, монастырь тоджинских людей-сельников в течение продолжительного времени был центром образования, письменности, астрологии», - продолжает наша супница. А в 1930 году местный партийный работник собрал жителей сумонов Тоджинского кожууна и заставил храм разрушить. В огне погибли, как написано в книге, вся библиотека, сутры, украшения, утварь.
Утраченные реликвии
«Такое творилось по всей стране. В Туве особенно постарались, от построек ничего не осталось, ровное место», - говорит доктор религиоведения. В Межегее, куда Ульяна Павловна со своими коллегами также приезжала в поисках разрушенных святынь, один житель даже вспомнил имя того, кто руководил разрушением хурээ. Люди-информанты - незаменимые помощники в поисковой миссии учёных. Они порой знают то, чего нет в архивных материалах и научных трудах.
Активное возведение монастырей и дуганов на территории Тувы началось в конце XVIII века, то есть прошло немало времени, но память о каждом разрушенном храме передавалась из поколения в поколение. Поэтому практически везде есть те, кто что-то слышал о хурээ от стариков, даже остались свидетели, наблюдавшие, как сутры в буквальном смысле развевали по ветру. «Если это был монастырь, то в нём — 7-10 дуганов, посвящённых разных божествам. В каждой часовне хранились свои собственные сутры, книги…», - с сожалением о потерянных реликвиях говорит Ульяна Павловна.
Поиски разрушенных хурээ начались с 27 апреля 2022-го - в Год сохранения культурного наследия народов России. Исследователи из Москвы, Бурятии, Забайкальского края, Тувы и Калмыкии приступали к реализации проекта «Буддийские монастыри и храмы России: создание единой информационной базы данных». Тувинские учёные при поддержке Правительства Тувы и Института востоковедения Российской Академии Наук выявляют и исследуют объекты буддийского историко-культурного наследия республики. Как понятно из названия проекта, результатом их работы станет создание соответствующего электронного реестра.
Исследовательская работа имеет большое значение и для развития в регионе туризма. Как пояснила Ульяна Павловна, в завершение работы на свет появится и электронная карта Тувы с обозначением мест расположения разрушенных и действующих хурээ, а также других сакральных и священных мест.
Будто хуураки читали сутры
До поездки в Тоджу, команда тувинских исследователей уже побывала в Эрзинском, Тес-Хемском, Тандинском и Каа-Хемском районах. Первым навестили храмовый комплекс – Кыргыс хурээ в Эрзине – был построен в 1772 году в 3 км от сумона Морен.
По рассказам учёных, фундамент здания частично сохранился, видно невооружённым глазом. Считается, что он был построен первым в Туве. «Однако, по единственным имеющимся в архиве нашего института воспоминаниям учёного ламы хелина Оюна Люндупа (он умер в 1983 году), первым возвели хурээ в Тодже – Овгон в 1770 году. Хотя в других источниках дата более поздняя. В переводе с тувинского «Овгон» - «предок». Может, слово диалектное, приедем, уточним», - озадачилась доктор религиоведения. Забегая вперёд, скажу, что в Тоора-Хеме от жителей мы узнали, что название монастыря переводится дословно Белый старик.
Любляну Ензак и Айлаанау Монгуш — коллег Ульяны Павловны из ТИГПИ — впечатлила поездка в кыргысский хурээ. Вспоминали, что там действительно особая энергетика, хотя от здания остались фрагменты деревянного пола и камни фундамента. Жители за святым местом ухаживают, как могли, благоустроили. Приходят туда семьями. Некоторые могут поделиться только воспоминаниями от бабушек и дедушек о том, каким красивым был хурээ, какие богатые украшения в нём были. Сколько лет прошло, а люди до сих пор благодарны тем, кто воздвиг эти храмы, произнесла Ульяна Павловна: «Мы стояли среди того, что осталось от комплекса, и слезы потекли сами собой. В какой-то момент показалось, будто слышим мы, как хуураки читают сутры. Когда рассказывали местным жителям, те подтвердили, что такое случалось со многими!»
Четыре канонических символа
Найти место, где когда-то величественно возвышался большой храмовый комплекс Овгон, оказалось не так сложно, как мы думали изначально. Нас ждали в Тоора-Хеме. Но найти информантов удалось раньше — на чабанской стоянке в местечке Энсуг, берущего названия от речки. «Только называется речка Эмсуг – лекарство, в речку впадает целебный аржаан», - поправила хозяйка чайлага Октябрина Викторовна Кол.
От неё мы узнали, что хурээ находился неподалёку. Туда часто ездят местные жители и ламы. В народе говорят, что в советское время прихожане храма успели до уничтожения хурээ спрятать в пещерах буддийские принадлежности, утварь и сутры. И вроде бы даже в горах, где находятся эти самые пещеры, люди видели страницы священных книг.
Мы наконец-то добрались до места.
Оказавшись на поляне, где когда-то собирались под сводами буддийского монастыря жители сумонов Тоджи, как-то все по-детски обрадовались, будто нашли неожиданно клад. В сакральном смысле это так и было. Наше небольшое паломничество и пребывание в святом месте, обнажило души, которые часто прячут под покровом скептицизма, недоверия к самому себе. Будто поток энергии смыл все лишнее. Именно в таких местах покоя, умиротворения ты наконец-то понимаешь, что иногда легенды оказываются правдой, а ты, отрицающий реальность, просто боролся со своими чувствами.
На зелёной поляне под присмотром голубых небес была установлена коновязь для ритуальных кадаков. Рядом — камень для обрядов освещения. Ульяна Павловна эмоций не скрывала. Улыбалась, заявила, что очень-очень счастлива, потому что давно мечтала сюда попасть. Предположила, что, скорее всего, в давние годы, коновязь стояла примерно на этом же месте, что и сейчас. Как правило, её устанавливали в нескольких метрах от входа на территорию храма на расстоянии 50-70 метров от главного здания. Как раз там сейчас верхний слой земли более рыхлый, чем на остальной части поляны. «Видите? Будто его тревожили? А вот и углубления, а вот ещё, смотрите: части деревянных конструкций из земли видны. Здесь располагался, вероятно, главный храм…», - увлечённо исследуя поляну, говорила учёная.
Бледные люди за окном
Специалист Отдела правового обеспечения организации образовательного процесса ТИГПИ Любляна Ензак делала панорамную съёмку. А научный сотрудник сектора религиоведения Айлаана Монгуш и Ульяна Бичелдей раскрыли книгу Станислава Серенота.
Прикидывали с учётом наших находок точное месторасположение комплекса. Выходило, что ближе к лесному массиву.
Строили его в соответствии с каноническими правилами. Четыре символа с четырёх же сторон света до сих пор охраняют храм: Змея - река, Тигр – лесистая возвышенность, птица гаруда, раскинувшая крылья, — долина и Оваа – горы.
Раньше храмы строились не как теперь, пояснила Ульяна Павловна. Перед началом строительства тщательно искали место будущего монастыря, ламы соблюдали строгие каноны, использовали сакральные знания, проводили специальные обрядовые действа, ритуалы, призванные защищать храм, чтобы он стал средоточием чистой духовной силы. Поэтому такие культовые места действительно особенные. «Давайте почтим память тех, кто строил этот храм, и произнесём имена его служителей, пусть их духи услышат …», - предложила руководитель нашей группы.
Октябрину Викторовну – хозяйку стоянки, торжественно нарекли хранительницей сакрального места.
А после мы все же побывали в Тоора-Хеме и поговорили с местными жителями. По дороге домой мы говорили, что довольны поездкой и что так удачно «звезды сошлись», и не пригодились тёплые сапоги да куртки, как неожиданно машина заглохла. А Ульяна Бичелдей в кромешной тьме произнесла: «Сейчас увидела много бледных людей за окном…», - и все переглянулись. Вспомнились разговоры «о духах за каждым кустиком», и что «Тоджа иных людей просто так не отпускает».
До города мы все же добрались на нашей машине, почти «шагом». Но у каждого в голове засела мысль, что все это было не случайно и, видимо, миссия наша ещё не окончена.
Н. Черноусова