Найти тему
БИБИП

Почему в СССР эту машину никто не видел. А это было Советская разработка

Советский Союз распался практически на пике своего развития и совершенно неожиданно. Каждую новую пятилетку росли темпы производства и в последнее десятилетие СССР уже практически догнал мировых лидеров по многим позициям. Так например, в смысле выпуска техники мы занимали 5 место в мире. Если отдельно брать грузовики, то здесь у нас было почетное третье, а по выпуску автобусов нам и вовсе не было равных.

Отставало производство легковых автомобилей. Здесь развитые страны нас основательно опережали, но все равно страна выпускала примерно 1.3 млн легковушек в год. Да еще мы наконец освоили производство популярных переднеприводных автомобилей и выпустили Москвич-2141, ЗаЗ-1102, ВАЗ-2108 и малолитражку Ока. Основные производители старались предугадать развитие техники и наперегонки работали над автомобилем будущего.

В это же время, большую популярность набрало кустарное автомобилестроение. СССР был страной инженеров, поэтому мужиков с руками и головой хватало. Применяя знания и знаменитую русскую смекалку, множество доморощенных кулибиных, собирали из разных узлов свои собственные транспортные средства. Причем такое кустарное автомобилестроение еще и делилось на разные течения. Были любители создать что-то необычное, типа машины амфибии или болотохода, другие неровно дышали в сторону импортных автомобилей и старались в меру своих возможностей и умений собрать себе иномарку. Ну а кто-то мечтал о спорткарах.

-2

В восьмидесятых на всю страну прогремел дуэт инженеров-любителей Дмитрия Парфенов и Геннадия Хаинова. Первый трудился в Военмехе, второй работал на судостроительном заводе. В 1981-ом году они решили попытаться собрать собственный автомобиль.

Занимались этим конечно в нерабочее время. Споры о внешнем виде и конструкции нового автомобиля часто закачивались далеко за полночь. Но бессонные ночи не прошли даром, то что получилось в итоге можно было смело показывать на любых выставках, не боясь ударить в грязь лицом.

-3

В то время среди самоделок была очень модной конструкция из сварного стального каркаса и стеклопластика в качестве материала для корпуса. Хаинов признавался в своих воспоминаниях, что варили из того, что удавалось раздобыть, в ход шли разные водопроводные трубы. Площадкой для работы выступила мастерская по ремонту тракторов, где два энтузиаста колдовали на выходных. То что успевали сделать прятали под груду металлолома, что бы никто не упер. Когда все основные элементы каркаса сварили, их перетащили в сарай, который стал для дуэта на три следующих года вторым домом. Любую свободную минуту друзья проводили за работой, часто трудясь в ночное время. Работы с кузовом старались закончить в теплое время года, зимой же занимались железом.

-4

Кузов делали следующим образом, на сварной каркас устанавливали блоки из пенопласта. Им при помощи наждачки и ножа придавалась желаемая форма и начиналось выклеивание стеклотканью. Ее прокладывали в несколько слоев пропитывая их эпоксидкой. Получившийся в результате кузов шпаклевали и тщательно зашкуривали.

Сложнее дело обстояло с железом. Доставать детали и узлы приходилось, что называется с миру по нитке. Радовались любой мелочи которую удавалось раздобыть через знакомых и друзей, так что получившиеся в результате автомобили это настоящий коктейль из самой разной отечественной техники.

-5

Так например в мотор позаимствовали от ВАЗовской Пятерки, трансмиссию взяли от Запорожца. ШРУСы и полуоси для переднего привода поставили от Нивы. Кстати передняя подвеска это самодельная подвеска МакФерсона в которой использовали амортизаторы от ЗиЛ-130, а от Жигулей взяли шаровые опоры. Оригинальную схему разработали для изготовления задних стоек и продольных рычагов. Дисковые тормоза позаимствовали от Москвича-2140

Создатели заявляли, что их автомобили способны развивать скорость до 160 км/ч. Хотя скорее всего это несколько завышенные цифры. Современные исследования говорят, что вряд ли можно было выжать больше 142 км/ч. Так что тут скорее всего желание заткнуть за пояс отечественных и зарубежных производителей автомобилей и возможно еще плохо отлаженный спидометр.

НА фотографии вы можете видеть два автомобиля. Справа это машина Хаинова, слева Парфенова. Кроме необычного внешнего вида, автомобили имели очень современный и эффектный интерьер. При взгляде на панель управления сразу возникают ассоциации с чем-то космическим. Здесь уже пусть и примитивный, но самый настоящий бортовой компьютер. На первом дисплее отображаются данные с датчиков а второй это по сути программируемый калькулятор, который с помощью простых программ позволял рассчитать расход топлива и сколько еще можно проехать километров.

Оба аппарата были готовы весной 1985-го года. Конструктивно это трехдверный хэтчбек в аэродинамическом дизайне, очень модном в то время. Но здесь у машин имелись некоторые различия. Так автомобиль Хаинова был выкрашен в темно-зеленый цвет и имел более граненные формы, тогда как Парфенов свою машину покрасил в светло-бежевый колер, добавив черный цвет для контраста на среднюю стойку. Машина имеет более обтекаемые формы. В качестве последнего испытания друзья решили устроить автопробег вокруг Ленинграда. Глядя на необычные автомобили, встречные прохожие восхищенно цокали языками: умеют же делать за границей машины, не то что наши бронированные инвалидки! И невдомек многим было, что с подобным дизайном на западе только начинают экспериментировать.

Естественно эффектные автомобили должны были иметь звучное название. Выбор пал на имя Лаура. Хорошо запоминается и звучит необычно. Машины постоянно дорабатывались в смысле внешнего вида. К ним цепляли разные накладки, меняли бамперы и красили в другой цвет.

Наверное не стоит удивляться что самоделки сразу стали желанными гостями на всевозможных выставках, автопробегах и часто оказывались героями статей в журналах и программ на телевидении. Лаура Парфенова даже оказалась на выставке в Болгарской Пловдиве. В этом же время автомобиль его напарника Хаинова участвовал в организованном журналом Техника Молодежи, автопробеге Москва-Пловдив. Разработка друзей вызвала большой ажиотаж. Особенно бросался в глаза необычный дизайн и многие поражались, что такое получилось сделать в обычном сарае не имея специальных навыков и оборудования.

Что касается основных характеристик автомобиля Лаура, который демонстрировали на выставке ЕХРО-85 то здесь мы имеем следующие габариты. Длина 420 см, ширина 180 и высота 159 см. Автомобиль имеет две двери и способен увезти пять пассажиров. Вес в снаряженном состоянии одна тонна. Расход топлива при скорости в 90 км/ч равняется примерно 6 литров. Хранится горючее в бензобаке емкостью 70 литров, что обеспечивает автомобилю пробег без дозаправки в 1000 километров.

Естественно такая популярность не прошла незамеченной наверху и вскоре друзей вызвали в столицу, где с ними встретился сам Поляков В.Н. который тогда был министром автомобильной промышленности. Ходят слухи, что определенную роль для того что бы эта встреча состоялась сыграла Раиса Максимовна, которая увидела автомобили ленинградских кулибиных по телевизору.

Друзьям было предложено начать работать в НАМИ, где они становились во главе лаборатории по созданию перспективного автомобиля будущего, способного утереть нос лучшим зарубежным разработкам. Главным конструктором назначили Хаинова, у которого весьма кстати нашелся диплом Техникума морского приборостроения, а его замом соответственно стал Парфенов. И хотя все звучало очень серьезно, на самом деле по сути лаборатория, которую получили друзья представляла собой улучшенную версию сарая, в котором поставили изношенные станки с какого-то производства. Со штатом тоже были проблемы, так что пришлось генеральному и его заму совмещать должности с работой дизайнера, конструктора, слесаря и механика.

-6

Но несмотря на спартанские условия и минимальные средства уже через год ребята смогли выдать еще один уникальный автомобиль получивший название Охта. Это был минивэн на семь мест, который в качестве двигателя использовал агрегат от Восьмерки. Имел уникальную электронную начинку и салон-трансформер. Вроде бы даже сам Михаил Сергеевич высоко оценил разработку друзей. Но время играло против них. СССР распался и лаборатория стала никому не интересна, а вместе с ней и все наработки гениального дуэта. В результате пути друзей разошлись, а все что они успели придумать так и не продвинулось дальше прототипа.