Rutube изо всех сил пытается «импортозаместить» YouTube, но получается не очень: недавно сервис чуть не «умер» из-за атаки одного-единственного (!) украинского айтишника. Мало кто помнит, что 15 лет назад Rutube, созданный орловскими программистами, действительно имел все шансы вытеснить с отечественного рынка YouTube. Но в 2008 году российская платформа перешла к «Газпром-медиа», после чего сервис начал стагнировать и всё сильнее отставать от западного конкурента.
«База» выяснила, как сложилась судьба бывшего первого замгендиректора «Газпром-медиа» Игоря Гойхберга, который курировал Rutube в то время. Оказалось, что гораздо лучше, чем у самого сервиса: Гойхберг купил три квартиры в центре Лондона за 3 млрд рублей, потом переехал в Канаду, где участвует в гонках на собственном паруснике, но при этом продолжает получать деньги от госструктур на родине.
Кому специальная военная операция, а кому мать родная: Rutube, например, оказался в очень выгодных условиях. В марте на фоне политической напряжённости YouTube отключил российским блогерам монетизацию контента, и теперь им нужна альтернативная платформа. Также YouTube стал блокировать каналы российских СМИ (RT, НТВ, Первый канал и др.) и удалять видео о боевых действиях в Украине. Время от времени появляются инсайды о том, что российские власти в ответ заблокируют сам YouTube.
Аудитория Rutube в таких условиях быстро растёт и, по словам гендиректора «Газпром-медиа» Александра Жарова, составляет 25–26 млн человек в месяц. «Это взрывной рост в сравнении с тем, что мы имели ещё в январе», — отмечает он.
На этом фоне российский видеохостинг получил в СМИ гордое и амбициозное название — «убийца YouTube». Правда, недавно он сам чуть не пал смертью храбрых: 9 мая Rutube подвергся «мощной хакерской атаке».
Вскоре выяснилось, что за «мощной атакой» стоял один украинский программист. Раньше он работал в штате сервиса, уволился, но учётную запись ему просто забыли заблокировать. Именно по этой учётке он (или кто-то другой) спокойно вошёл в систему и модифицировал её исходный код так, чтобы тот удалял данные из файлохранилища Rutube.
Rutube пытается догнать конкурента, увеличивая траты на рекламу, но она только раздражает пользователей. Они жалуются, что сервис выдаёт за новый контент, например, бой актёра Никиты Джигурды с депутатом Госдумы Виталием Милоновым, состоявшийся осенью 2021 года.
Это не единственный ляп руководства сервиса. После чудесного воскрешения Rutube его команда неплохо погуляла на дне рождения своего амбассадора — автоблогера Димы Гордея. Праздник отмечали на барже, которая курсировала по Москве-реке. На корабле установили зону для фуршета, сцену, игровые автоматы.
RuTube выложил несколько видео с беззаботной атмосферой и весёлой дискотекой в свой официальный аккаунт, сопроводив подписями: «А ты чувствуешь этот вайб?», «А как твой вечер вторника?», «Давай больше реакций», «А у нас тут вечеринка». Конечно же, на сервис посыпалась критика по поводу «уместности такой публикации на фоне происходящих в стране и мире событий».
«Мёртвая лошадь»
В нулевые годы Rutube и YouTube начинали завоёвывать аудиторию на российском рынке почти одновременно. Орловские предприниматели Михаил Паулкин и Олег Волобуев приступили к разработке отечественного видеохостинга ещё до появления YouTube.
«Мы сначала назвали проект L-Vision, — рассказал “Базе” Олег Волобуев. — L — сокращение от Live. Тогда основной темой был LiveJournal, многие там тусили, а мы хотели делать Live-трансляции. Но на всех тусовках нас начали называть русским YouTube, и мы решили, что не будем сопротивляться».
По словам Волобуева, Rutube нельзя было назвать клоном YouTube: «Мы выглядели похоже, и была похожая функциональность, но мы на каких-то этапах были даже более инновационными, — сказал он. — Нам было, наверное, проще. YouTube — это всё-таки глобальный сайт, и ему было достаточно тяжело выкатить новые функции. Мы локальная площадка, и, например, стриминг мы делали практически сразу, а YouTube тогда не занимался лайв-трансляциями».
Как отмечает Михаил Паулкин у Rutube были свои преимущества: «Наш проект получился более удобным и функциональным, чем у конкурентов».
По данным СМИ, в 2007 году YouTube каждый месяц смотрели 40 млн зрителей — но это статистика по всему миру, отдельной по России за тот период нет. Ежемесячная аудитория Rutube тогда составляла 1,5 млн человек, а уже через год она выросла до 5,5 млн. В это же время сервис перешёл к «Газпром-медиа», которая оценила платформу примерно в $15 млн.
«Мы тогда шли условно 50 на 50 с YouTube по трафику внутри России. Шли ноздря в ноздрю, поэтому мы и выходили на крупного покупателя — чтобы усилить свои позиции на российском рынке», — рассказал «Базе» Михаил Паулкин.
Казалось бы, под крылом «Газпром-медиа» Rutube ждал быстрый и устойчивый рост: госкомпания, по условиям сделки, обязалась инвестировать в развитие сервиса несколько миллионов долларов.
Паулкин уверен, что сервис мог потеснить YouTube:
«Насчёт международной экспансии мы не заморачивались, это было бы крайне тяжело сделать. Но выступить в позиции условного “Яндекса”, который отвоевал свою русскоязычную территорию, все шансы были».
Но для Rutube приход «Газпром-медиа» стал началом эпохи застоя. Всё это время сервис продолжал жить своей жизнью, порой удивительной. В 2011 году СМИ написали, как представители РПЦ освятили серверы платформы. Юрий Дегтярёв, который был тогда гендиректором сервиса, всерьёз или в шутку написал в соцсетях, что именно освящение помогло Rutube восстановиться после недавней хакерской атаки.
Кстати, полгода назад Дегтярев ёмко высказался о судьбе Rutube, сравнив его с зомби: «Это всё мне напоминает фильм “Кладбище домашних животных”, если бы это была комедийная версия. Там по сюжету умирает кошка любимая, её закапывают. Она возвращается в какой-то кривой форме, все понимают, что с ней что-то не то, и её убивают».
У Rutube — коллекция обидных сравнений. «Мёртвая лошадь» — так называют сервис пользователи, комментируя новость о его новых амбассадорах. Эксперты сравнивали его с резиновой женщиной и безалкогольным пивом, но наиболее часто звучит «чемодан без ручки». Всё это говорит о том, что шанс победить YouTube на российском рынке у RuTube был упущен.
#rutube #социальные сети #интернет #общество #россия #видео #блокировка #санкции