В произведения Толкина эльфы, в отличие от людей, никогда не переходили на темную сторону. Да, некоторые из них совершали зло: например, нолдор, устроившие резню тэлери, чтобы забрать их корабли; или сыновья Феанора, поднявшие мечи против других эльфов, завладевших Сильмарилями.
Но, во-первых, это были нечастые исключения, а во-вторых, даже при этом они никогда не становились на сторону Врага — Темного Властелина Моргота.
Были эльфы, которых Моргот пленил, поработил и магией извратил их сущность, превратив в орков. Они служили ему, но не сказать, что по собственной воле, да и назвать этих существ эльфами уже было нельзя.
Такого, чтобы эльф сам встал на службу Темному Властелину, не встречалось, за единственным исключением. Имя этому исключению — знатный эльф Маэглин.
Что подтолкнуло его к этому и что с ним стало дальше — расскажу в этой статье. Поехали!
Происхождение и ранние годы Маэглина
Маэглин был знатного происхождения. Его отец — Эол Темный Эльф, искуснейший кузнец среди своего народа, отшельник и друг гномов. Эол приходился дальним родственником верховному королю всех синдар Тинголу (формально Тингол был королем вообще всех эльфов Белерианда).
Мать Маэглина — Аредэль, эльфийка из народа нолдор. Она была дочерью верховного короля нолдор в изгнании Финголфина и сестрой двух эльфийских королей Фингона и Тургона. Вместе с Тургоном она и жила в его тайном городе Гондолине.
В Маэглине текло сразу несколько королевских кровей, однако при этом он не был прямым наследником ни одного престола.
Маэглин родился в глухих лесах, где жил его отец, и в молодые годы много проводил с ним в путешествиях, учился охоте и ремеслам, гостил у гномов. Но истории матери о родичах нолдор, героях, воинах и правителях, бередили его душу с малых лет.
Путь Маэглина на темную сторону
Узнав, что у его дяди Тургона, правителя Гондолина, нет наследника, Маэглин решил отправиться к нему. Эол был против этого, так как ненавидел нолдор, считал их захватчиками на землях, принадлежащих синдар.
Но Маэглин не послушал отца и, пока того не было дома, сбежал вместе с матерью, заодно украв величайший меч, выкованный его отцом — Ангуирэль. Эол бросился в погоню за сыном и женой и проник вслед за ними в скрытый Гондолин.
Но король Гондолина Тургон установил правило: любой, кто проник внутрь, может либо остаться жить здесь, либо умереть. Вернуться в открытый мир было невозможно. Эол отказался подчиняться этому правилу, он предпочел убить сына и себя, но его отравленный дротик попал в мать Маэглина, а не в сына.
В итоге Эола судили и казнили — сбросили со стен города. Но перед смертью он успел проклясть сына за то, что тот отвернулся от отца, и предрек ему такую же участь...
Однако Маэглин недолго печалился из-за гибели родителей. Ему очень понравилось великолепие Гондолина, а вскоре он стал приближенным короля, своего дяди. Очень быстро Маэглин набирал все больше почета и власти среди нолдор.
Он давал королю мудрые советы, был храбр и неудержим в битвах, искусен в ремеслах. Благодаря обучению у своего отца и у гномов, он разведал залежи ценных металлов в окрестных горах и научил кузнецов Гондолина ковать еще более прочное и острое оружие.
Но почет и уважение — это не все, чего хотел Маэглин. Его тайной страстью стала дочь короля (и по совместительству кузина Маэглина) Идриль, в которую он безответно влюбился...
Предательство и падение Маэглина
Именно неразделенная любовь к Идриль и ревность стали отправной точкой предательства Маэглина.
Король Тургон заключил союз с одним из вождей людей — Хуором, и тот предрек, что от союза их семей родится новая надежда. А спустя время в Гондолин прибыл сын Хуора — Туор. Он пользовался большим расположением короля, настолько большим, что Тургон согласился выдать за него свою дочь Идриль.
Это привело Маэглина в бешенство. Но, возможно, все обошлось бы, не попади он в плен к оркам Моргота, когда разведывал новые железные месторождения в горах.
Хоть Маэглину нельзя было отказать в храбрости и стойкости, но все же он устрашился пыток, которыми ему угрожали в Ангбанде. А после того, как Моргот предложил ему альтернативу — выдать тайный путь в Гондолин в обмен на то, чтобы стать его правителем и мужем Идриль — Маэглин согласился на предательство.
После этого Маэглину позволили вернуться в Гондолин, где он, скрывая свое предательство, ожидал, когда Моргот нападет на королевство его дяди, которое вскоре и последовало.
Во время сражения Маэглин отыскал Идриль и ее сына (вместе с Туором они успели заделать дитя) и схватил их, намереваясь убить ребенка. Но Туор нашел их и бросил Маэглину вызов. В битве Маэглин пал от руки Туора, и тот сбросил эльфа со стен Гондолина.
Маэглин погиб точно так же, как и его отец, и его имя было покрыто позором для всех эльфов.
Гондолин же в итоге пал, и больше в Средиземье не было другого такого же прекрасного королевства эльфов.